Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


НЕВЕЗУЧИЙ РЭДИМЭЙД (the unhappy readymade, термин Марселя Дюшана) рэди-мэйд-структура, в которой обыгрываются деформация или выцветание бумаги и картона вследствие катастроф или воздействия стихии. Термин предложен М. Дюшаном
Главная >> Публикации о коллаже >> Коллажи - лабиринты подсознания

Коллажи - лабиринты подсознания

Джузеппе Арчимбольдо, Библиотекарь

Андрей ДЬЯЧЕНКО

Коллажи - воплощение тайны. Ведь склеивая картину из разнообразных фрагментов и разнородных предметов, художник нередко восстанавливает разрушенную душу...

Все началось с Пикассо

В 1908 году Пабло Пикассо впервые создал произведение живописи, в которое были вклеены кусочки бумаги. Они словно напоминали зрителям, что жизнь может вторгаться в искусство.

Это показалось современникам очень странным, и все же именно с этого момента берет свое начало история коллажа - «составного» произведения искусства, предполагающего склеивание картины из разнородных фрагментов.

В те годы Пикассо был членом объединения, которое носило необычное название «Плавучая прачечная». Входившие в объединение художники-кубисты хотели найти в жизни и в искусстве некое четвертое измерение. Сохраненные и приклеенные к холсту обрывки театральных билетов и ресторанных счетов словно помогали им проникнуть в новый для них тип пространства, где каждый фрагмент имеет значение.

Однако еще до Пикассо появились композиции, склеенные из... газетных букв. Благодаря Конан Дойлю читатели детективов узнали, как активно пользуются газетными шрифтами преступники, маскирующие свою личность. И действительно, бесполезно пытаться определить почерк автора письма, который пользуется уже готовой «кассой букв». Но с такими буквами работают не только преступники, а и художники.

Мастера авангарда почувствовали, что композиция из газетных букв обладает какой-то особой магией. Например, швейцарец Курт Швиттерс смело экспериментировал с обрывками газетных заголовков. Он разрезал слова на куски и затем склеивал их в причудливых сочетаниях. Однажды он так разорвал газетный заголовок со словом «коммерция», что от него осталось одно лишь буквосочетание «мерц». Отсюда пошло называние жанра «мерцбильд». Целью швейцарских мастеров коллажа было соединить в одном произведении разные шрифты, но часто получалось так, что слова приобретали некий полумистический смысл.

Мастер составных композиций

Постепенно мастера коллажа стали искать аналоги своему творчеству в истории искусства и вдруг поняли, что Пикассо был далеко не первым. В XX веке художники открыли для себя творчество Джузеппе Арчимбольдо, живописца, составлявшего картины из разных предметов.

В эпоху маньеризма было принято развлекать зрителя утонченными изобразительными изысками. Живопись маньеристов наводит на мысль, что сюрреализм, который многие считают изобретением двадцатого века, заявил о себе уже тогда. Фантастические видения художников, соединение несоединимого, причудливое слияние разных фактур - все это говорит о богатстве фантазии.

Каждая из составных частей работ Арчимбольдо была посвящена какой-то одной теме. Самые знаменитые его циклы - «Времена года» (1563) и «Четыре стихии» (1566-1570). Какие только сочетания предметов не возникают перед зрителем на этих холстах! Причудливо переплетающиеся фигуры животных, изгибы растений - от обычных злаков до диковинной флоры Африки, сросшиеся корешками полураскрытые книги, сложные инструменты - все эти предметы Арчимбольдо группировал в изысканные композиции.

Что же послужило основой для этих диковинных картин? В те годы в воздухе витали идеи натурфилософии, в соответствии с которыми тело человека уподоблялось природе. Считалось, что ветер - это дыхание, а, например, гром - человеческая речь. Арчимбольдо мастерски провел это сопоставление в живописи.

Мистика журнальных вырезок

После Пикассо эстафету коллажных приемов подхватил немецкий художник Макс Эрнст. Он много и увлеченно работал со старыми газетами и журналами. В 1920- е годы он начал создавать из журнальных вырезок причудливые коллажи, воплощавшие странные видения художника. Они не были похожи на рисунки великих фантастов, например Гойи, потому что они и рисунками-то не были. Эрнст компоновал их из уже имевшихся в распоряжении сюжетов из журнала «Иллюстрасьон» (аналог русского журнала «Нива»).

Получался поистине фантастический эффект. Первое впечатление зрителя состояло в том, что перед ним обычная иллюстрация из журнала, ведь художник склеивал свои композиции очень аккуратно. Но затем выявлялось, что все в этих картинах не так, как в жизни. Фрагменты умышленно склеены таким образом, что меняются местами небо и земля, вода и суша. Люди ходили по воде и летали по воздуху в своей повседневной одежде. Это производило жутковато-завораживающее впечатление.

В годы Второй мировой войны Макс Эрнст получил тяжелую контузию. Над ним взял шефство его бывший военный противник - поэт-сюрреалист Поль Элюар - он был поражен, что художники похожего мировоззрения могут оказаться по разные стороны линии фронта. Благодаря Элюару коллажи Макса Эрнста получили широчайшую известность во Франции. Сегодня они по праву считаются шедеврами.

Эксцентрика советских авангардистов

Советский фотомонтаж двадцатых годов был поистине удивительным явлением в истории коллажа. Александр Родченко и Густав Клуцис подняли мастерство фотомонтажа на небывалую высоту. Они создавали из фрагментов фотографий красивые конструкции, похожие на архитектурные здания.

Парижанин Владимир Котляров, в 1980-е годы эмигрировавший из СССР и работающий под псевдонимом «Толстый», придумал совершенно уникальную форму почтового коллажа. Толстый наклеивал на почтовые конверты самые разные предметы - мятые банкноты, мелкие монетки, бусины. Эти композиции дополнялись оттисками резиновых штампов с портретом отправителя письма в цилиндре.

А знаменитый кинорежиссер Сергей Параджанов активно использовал принцип коллажа в кино. Еще в шестидесятые годы он удивил мир своими новаторскими лентами, например, фильмом-легендой «Тени забытых предков». Но кино было не единственным видом искусства, в котором он применял принципы коллажа, и сегодня его интереснейшие работы, составленные из кусочков разнородных материалов - стекла, смальты и фольги, хранятся в музеях и часто появляются на выставках.

Параджанов создавал произведения декоративно-прикладного искусства в самых разных жанрах. Он использовал обрывки бумаги, пробки от бутылок, осколки хрусталя и создавал из этих неприхотливых материалов замечательные композиции. Чаще всего они имели в основе сказочные сюжеты.

Мир загадочной картинки

В XX веке пейзажный коллаж эпохи маньеризма неожиданно возродился, получив развитие в миниатюрной загадочной картинке - изображении природы, в которое искусно был вмонтирован спрятавшийся человек. С конца XIX века эти картинки стали достоянием детей, и сегодня мало кто знает, что «загадочные картинки для взрослых» - это те же полотна эпохи маньеризма, которые радовали глаз аристократов много веков назад.

Компьютерная техника помогает «впечатать» одно изображение в другое, так что оно становится незаметным. Например, одну и ту же голову человека в разных ракурсах можно вмонтировать в листву дерева, или образы животных можно искусно скрыть в окружающем ландшафте и попросить кого-нибудь подсчитать, сколько на картинке животных.

Пользуясь компьютерными программами, художники научились создавать такие замечательные произведения коллажной фантастики, в которых трудно найти спрятанные изображения. Надо потрудиться, прежде чем в кроне дерева читателю откроются... десять лошадей, или в стоге сена окажутся спрятанными... сразу пять охотников. Ученые называют эти изображения «латентными имиджами» (скрытыми образами). Мастера коллажа и сами не заметили, что невольно возродили за¬бытое искусство маньеризма, напомнили современному зрителю об изысках многовековой давности.





Последние публикации в разделe




© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru