Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


ОВОЩНОЙ ПОРТРЕТ (vegetable portrait) жанр, изобретенный крупнейшим представителем итальянского и чешского барокко Арчимбольдо Великолепным. Представляет собой псевдоколлаж, создающий иллюзию, что портрет человека склеен из атрибутов его деятельности – овощей, фруктов, инструментов, книг и т.д. существует дружеский шарж на М.Дюшана, выполненный в жанре ОП

 
Art-Gid.ru - интересные места и культурные события Санкт-Петербурга
 
Главная >> ART журнал >> «Дух дышит, где хочет»

«Дух дышит, где хочет»

Вот купола и тени их,
И тень от теней куполов
В тени без тени Купола.
/В.В.Стерлигов/

Владимир СТЕРЛИГОВ (1904-1973), яркий представителя русского авангарда, ученик Казимира Малевича. «Я из 20-х годов. Я ученик Малевича», - так Владимир Стерлигов обозначил свою творческую позицию. Однако собственная пластическая концепция Стерлигова развивалась скорее в противопоставлении учению Малевича. Прямой линии Малевича Стерлигов противопоставил кривую, квадрату - купол и чашу, разуму – чувства, логике - тайну, бунту – смирение, богоборчеству - богоискательство. Таким образом, Стерлигов, соединив «дисциплину» кубизма и супрематизма с предложенным Матюшиным опытом «расширенного смотрения», стал создателем собственной «чашно-купольной» пространственной системы.

Стерлигов - выходец из древнего дворянского рода и потомок нескольких поколений интернациональной интеллигенции (в число которых входила, в частности, известная шведская писательница Сельма Лагерлеф), родился в Варшаве в 1904 году. Детские годы провел в Москве, где Владимир учился в гимназии. Невзирая на исторические потрясения начала века, детство профессорского сына было безоблачным – в советское время он вспоминал, как мальчишкой катался на санках с Боровицкого холма, а солдат, стоявший в караульной будке у кремлевских ворот, помогал эти санки втаскивать на гору. Затем последовала престижная гимназия, которую, впрочем, закончить так и не удалось – в начале 1920-х самое актуальное образование давала Красная армия.

Владимиру Стерлигову пришлось поступить в летную школу, на картографическое отделение: здесь могло пригодиться его увлечение рисованием. Полувоенная жизнь была тяжела для мальчика из приличной семьи, но все же оставляла частичку свободного времени – все оно уходило на поэтические вечера Маяковского, Есенина, Мариенгофа, Шершеневича, Белого и Ахматовой – в то время будущий художник серьезно увлекался поэзией, а в 1923 г. даже поступил на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. И лишь благодаря случайной встрече с Верой Михайловной Ермолаевой, художницей и сотрудницей ленинградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), Стерлигов уже в 1926 г. был принят в мастерскую Малевича. Молодой художник с головой окунулся в новую жизнь – среди его друзей оказались не только самые талантливые художники этого времени, но и литераторы.

Однако в 1926 году институт был расформирован, но через три года ученики и последователи Малевича Николай Суетин, Лев Юдин, Константин Рождественский, Вера Ермолаева и сам Стерлигов основали группу "живописно-пластического реализма". Тогда же художник ступил на территорию обэриутов — в журналах "Чиж" и "Еж" он работал иллюстратором и познакомился с Даниилом Хармсом и Александром Введенским. Их сблизило сходство мировоззрений — упоение мистикой абсурда, преклонение перед великим Ничто. "Я преобразился в нуль форм,— писал Стерлигов.— Где-то когда-то в каком-то уголке вселенной один маленький человек правильно подумал о кусочке всеобщей истины и воплотил ее. Он написал белое на белом. Белый квадрат на белом квадрате. Это ли не пример чистейшего прикосновения к Истине и... прекрасной фантазии, освобожденной от всяких излишеств. Когда это так, то имя сотворившего исчезает, и сотворенное становится безымянным... И не грех ли те "произведения", которые не могут освободиться от своего сотворителя. Имя его висит на сотворенном и всей тяжестью своей не пускает его улететь в безымянное. К воздушному шару привязать утюг — и он никогда не улетит, пока не лопнет. Имя мешает человеку.  Белое на белом еще и факт касания. Какой прекрасный помысел – белое на белом. И не потому ли он и не нарисовал тем, у кого помысел грязное на грязном, у кого живопись грязная лужа в грязной луже только создания с грязными помыслами, и следовательно лишенное фантазии может допустить в прекрасном произведении белый квадрат на белом квадрате – скудность живописных выражений: наоборот. Угаданный даже кусочек истины бесконечен. Грязное на грязном по природе своей – конечно". (Из записных книжек художника)

В 1934 после смерти С. М. Кирова Стерлигов арестован по ложному доносу, осужден. Отбывал срок в лагере под Карагандой. Вот слова из воспоминаний заключенного: “1935 год. Май. Весна в полупустыне. Огромные пространства. Увеличивая их, валяются пологие бесконечные холмы — огромные животы великанов. По ним дует сырой весенний ветер, сдувает последние заплаты снега. С начала мира тут, верно, так и было... Но зачем сюда попал культурный Петербург?” Поражает это чувствование земли как чего-то весьма живого («животы») и сильного («великаны»). Трагическая перемена участи: из пространства чистого искусства, из мира интеллектуальной игры живописными абстракциями (супрематизм, духовная геометрия, живописно-пластический реализм) художник был перенесён в место, где надо было просто выжить. Необходима огромная сила воли, чтобы не потерять при этом человеческое достоинство.

В 1938 Стерлигов освобожден. В 1939 работал председателем оргбюро Союза художников в Караганде. В 1940 из-за запрета жить в крупных городах поселился в Петушках, в 1941 переехал в Малую Вишеру под Ленинградом. В начале Великой Отечественной войны призван в армию, попал на Карельский фронт. После контузии демобилизован и эвакуирован в Алма-Ату. Работал в студии детского вещания Казахского радио, преподавал перспективу и историю искусства в Театрально-художественном училище. В эвакуации познакомился с художницей, ученицей П. Н. Филонова Т. Н. Глебовой, которая вскоре стала его женой. В 1945 вместе с Глебовой вернулся в Ленинград.

В 1960-е годы Стерлигов создаёт знаменитую “чашно-купольную” живописную систему. Возникла даже формулировка: прямая разделяет мир, кривая соединяет его. В словарь искусства входит определение “окружающая геометрия”. Форма строится средой, как короля играет свита. Между предметами при точно найденном расстоянии возникает новая форма. Нюансы цвета, пронизанного светом, создают особое цветовое пространство — “действие поля духовно-нравственных сил”. Важной составляющей творчества для Стерлигова была чистота души и духовность устремлений. Его своеобразная религиозно-пластическая теория – это не только результат духовного прозрения художника, схватившего внутренним взором новый "прибавочный элемент" в живописи – сферическую кривую или "прямо-кривую", но и естественное выражение поисков идеального пространства, предчувствие которого так явственно в абсурдистской поэзии обэриутов, с которыми Стерлигов работал много лет.

Новый этап творчества начался по точно датированной легенде, 17 апреля 1960 года уже немолодой Стерлигов отправился рисовать на Крестовский остров, где на него снизошло озарение. Вдруг он увидел чашу неба и земли, моментально их зарисовал, назвал свой рисунок «Первая бабочка» и понял, что открыл новый художественный мир.. Далее последовало развитие идеи.

«Я учился у Малевича и после квадрата поставил чашу. Как идея – это открытая чаша. Это кривая мира, она никогда не кончится….. Прямая разделяет, кривая - связывает… Кривая совпадает с природой».
 Наследник кубизма и супрематизма, Стерлигов пришел к неевклидовой, сферической трактовке пространства, из которой и вышли его последующие работы.

 Принцип геометризации был по Стерлигову  неотъемлемым условием пластического видения, отправной точкой всякого, подлинно пластического формообразования. Мастер утверждал существование взаимопорождающей зависимости между предметом и пространством.   В картине эта зависимость реализовывалась  при помощи определенных способов изображения. Стерлигов призывал рисовать "черным" - "белое", предмет - фоном, внутреннюю  форму - внешней, "то" посредством "этого". Он акцентировал самостоятельное  значение межпредметного пространства, на которое,  а не на сам предмет,  и нужно делать упор при рисовании. Пустого пространства  для Стерлигова не существовало:  "все -  форма".  Однако "окружающая геометрия" -  нечто  большее,  чем  сумма  приемов изображения.  Речь шла о некой всеобщей соразмерности и согласованности, целостности и единстве, изначальной осмысленности мира.  "Окружающая геометрия" - это метафора  божественного присутствия,  метафора духовности бытия.

Вот проясняющий смыслы фрагмент выступления Стерлигова в Кофейном домике Летнего сада (клуб “Россия”) 11 января 1968 года: “Постоянное чувство верха и низа, но не так, как только верх и низ, а низ — он же и верх, а верх — он же и низ. Низ как падение вверх, а верх как постоянное пребывание, бесстрашно сохраняющее в себе возможность падения вниз”. Кроме того, православного художника волнует проблема передачи некоего “безвесия”, воспарения, восхождения от дольнего мира к горнему. Его волновало соединение энергии чувства и силы обобщения в живописном образе.

Стерлигов. Море
Море. Композиция 4 Х.,м. 1962

В 1960 году Стерлигов создал коллаж “Купол” с чёрным квадратом Малевича внутри церковной луковички. Контуры её образованы касанием внепространственных цветовых зон, определяющих абрис купола и границы внешнего мира. В месте их сопряжения видна тончайшая, почти отсутствующая линия, отмечающая момент “тектонического” сдвига внутреннего и внешнего. По воспоминаниям Зубкова В завершенную работу художником позже добавлена деталь – «росточек, который даст новую жизнь»…

Вокруг таких людей обычно собираются ученики. Первые появились еще в 1930-х и разделили его судьбу (арест и ссылка). В начале оттепельных 1960-х вокруг него снова сложилась группа учеников и пополнялась до самой его смерти в 1973-м. Легко представить, какой успех имел у молодежи человек, который изобрел блестящую ироничную терминологию для определения этапов советского изобразительного искусства (репрессионизм, сю-сю-реализм, высокое вырождение), мог публично сказать об официальной выставке, что "самое хорошее в зале — тени от веревочек". Он покупал книги любимых авторов, закрашивал плохие картинки, делал на их месте свои иллюстрации и дарил книжки друзьям. Так появлялись в единственном экземпляре стерлиговские "издания" Андерсена, Лермонтова, Тургенева.

"Школа Стерлигова", естественно,  не вписывалась ни в какие тогдашние идеологические нормы и могла существовать лишь  в рамках альтернативной культуры. Не случайно Стерлигов называл ее "невидимым институтом" и соотносил с самиздатом - способом издания запрещенной литературы. Однако вряд ли стоит говорить об этом сообществе как о сознательно созданной оппозиционной группе. Демонстративного противостояния режиму не было. Было иное и, пожалуй, более важное - самостояние.  Здесь возникал как бы "островок безопасности", мир,  существующий не столько вопреки художественной и общественной реальности,  сколько помимо нее.  Возникало свое, локальное, приватное, тщательно оберегаемое в этой приватности,  недоступное власти, да и любым непосвященным,  пространство -  пространство духовной свободы.

В 1965 прошла первая персональная выставка художника в мастерской на Лесном проспекте в Ленинграде. В 1966 была подготовлена совместная выставка произведений Стерлигова и Глебовой в залах ЛОСХа, которая была закрыта через четыре часа после открытия. В 1970 состоялись однодневная выставка мастеров в НИИ истории и теории архитектуры, а также в Гравюрном кабинете ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, в 1973 прошла последняя прижизненная выставка Стерлигова «Скрытая геометрия форм», с участием учеников художника в мастерской на Петроградской стороне в Ленинграде.

 Художник охоронен на кладбище в Петергофе. Стерлигов представлял собой редкий, а в наши дни исчезающий тип художника-подвижника, для которого искусство не способ заработка и не вопрос социального статуса, а дело жизни, возможность осознать предназначение и прояснить свои отношения с Богом.  В 1995 в залах Государственного Русского музее прошла ретроспективная выставка произведений Стерлигова «Дух дышит, где хочет».

Учеником Малевича он считал себя всю жизнь и, как и учитель, был убежден в существовании абсолюта, верховной художественной истины. Владимир Стерлигов прежде всего учил мыслить "не предметами, а отношениями",  учил "рисовать проблему", а не тот или иной сюжет. Воспитанные им художники пишут "жизнь пластической формы", умея наполнить ее особым значением и душевным теплом. Определяющими для мастеров стерлиговского круга являются идеи соразмерности, согласованности, объединения, целостности, гармонии. Такая гармония реализуется при помощи определенных способов изображения, основанных на акцентировании его скрытой геометрии и ритмо-пластических качеств. Разъясняя  понятие "окружающей геометрии, Владимир Стерлигов, говорил о том, что такой способ восприятия мира позволяет увидеть и в предмете, и в "пустом" пространстве  "дивную жизнь форм". "Главное - изображение пространства цветом". "Цвет - форма. Потеря в цвете есть потеря в форме" - сформулированные учителем положения легли в основу собственной живописной жизни его учеников.

Последователю Мастера художнику Геннадию Зубкову  принадлежит новый принцип построения формы, вытекающей из окружающей геометрии Стерлигова - «форма делает форму». «Художник показывает красоту окружающего нас мира. Увидев и почувствовав ее, мы станем не способны творить зло», - уверен Геннадий Зубков. Геннадий Зубков развивает методологическую составляющую наследия учителя. Именно он после смерти Стерлигова взял на себя роль «хранителя огня».Он работает преимущественно в жанре пейзажа, иногда - натюрморта. Произведениям Зубкова присущ широкий диапазон формообразования - от импрессионистических до почти абстрактных с элементами предметных ассоциаций.

 По словам Г. Зубкова: «Стерлигов не разделяет искусство на фигуративное и нефигуративное, считая, что свойства беспредметности могут проявляться и в фигуративных работах, а природные ощущения найти выражения в самых беспредметных картинах…. Стерлигов понимает искусство, творчество как выражение духовно-нравственного состояния человека, как духовное "делание", опираясь на опыт и традиции русского искусства XX века…»


Источники по теме:

www.kommersant.ru
www.artonline.ru
www.docanpo.ru
www.utro.ru
www.radioblago.ru

Последние публикации в разделe



Читайте также...


В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее

Добро пожаловать на Мэйлартиссимо 2011 в Петербурге!
В декабре, по сложившейся традиции, Центральный музей связи имени А. С. Попова открывает международную рождественскую выставку «Мэйлартиссимо-2011». На время работы выставки атриум музея превратится в веселый почтовый городок «Мэйлартиссимо-Сити». На строительство городских домиков приглашаются все желающие! Из украшенных на мастер-классе почтовых коробок – арт-объектов, мы все вместе под руководством знаменитого художника Валериуса создадим Музей связи, Дом писателя, Дом Хлеба, Дом архитектора, Дом культуры, Отель и другие домики. У нас каждый гость почувствует себя связистом, почтальоном, архитектором, дизайнером и художником.
далее

Работы Mario Wagner можно увидеть в Esquire, Neon Magazine, The New York Times, Vice Magazine, Playboy Germany и других изданиях. Он живет и работает в Германии. Он любит ретро и коллаж.
далее

© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2017 О сайте: coll.spb.ru