Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


ИНТЕРЬЕРНЫЙ КОЛЛАЖ коллаж, содержащий выклеенное изображение интерьерного пространства
Главная >> Выставки и впечатления >> В погоне за современностью

В погоне за современностью


Мария Метелкина
Журнал “INFLIGHT REVIEW”

Объехав крупные музеи европейских столиц, почти забываешь о культовом Музее современного искусства в Нью-Йорке. Всё или почти всё, что нужно для счастья, есть теперь на континенте, в радиусе действия шенгенской визы.

В ДОРОГУ

За современным искусством всё-таки надо ехать в Европу. У нас оно тоже есть, но это всего лишь десяток залов Дара Людвига в Петербурге, два милых особняка в Москве плюс пяток галерей. Между тем в Европе в новые помещения за последние 10 лет перебрались Стеделик-музей в Амстердаме, музеи современного искусства в Страсбурге, Берлине, Штутгарте и Хельсинки. Современные отделы открылись у мюнхенской Пинакотеки и лондонской галереи Тейт. Все европейские столицы и крупные города имеют собственные коллекции современного искусства. Европа переживает подъём гуманного отношения к новейшему, не всегда понятному широкой публике, искусству.

НАЧАЛО ПУТИ. СЕВЕРНЫЙ СОСЕД

Начать можно с северного соседа. Финны за последние годы научились сохранять, приумножать и выставлять современное искусство.

Самые разные музеи и музейчики – настоящая гордость Финляндии. Их спектр широк – от собрания шпионской техники в Тампере до коллекции формы Армии Спасения в Хельсинки. Каждый город имеет несколько по-доброму конкурирующих частных галерей и два-три государственных музея.

В Турку находится один из самых заслуженных музеев Финляндии Арс Нова. Основу коллекции составляет собрание европейского искусства середины – второй половины XX века. Во время строительства здания были обнаружены остатки стен средневекового города , которые решено было сохранить. Так вместо одного музея Турку получил два: Арс Нова и Абоа Ветус, музей средневековой культуры на месте законсервированных раскопок.
В Тампере есть любопытный Музей сары Хильден, расположенный в городском парке отдыха. То, что элитарное искусство окружает массовое веселье, лишний раз доказывает демократичность финского экспозиционного подхода: искусство для человека, а не человек для искусства.

Главный музей современного искусства Финляндии – «Киасма» в Хельсинки – размещен в причудливом здании, организованном по принципу раковины. Лихой дизайн и разветвленная инфраструктура компенсируют скромность коллекции, поданной тем не менее с тонким кураторским вкусом. Получив билет в виде круглой наклейки, можно разгуливать по всему зданию, где помимо самого музея есть мастерские, театр, кафе и магазин. В музее много интерактивных инсталляций, есть работы европейских знаменитостей, но широкая публика более всего ценит два экспоната, занимающие по целому залу. Первый представляет собой редкий пример обонятельной инсталляции, составленной из керамических горшков, каждый из которых содержит аромат какой-нибудь страны. Сосуды прикрыты картонками, за их наличием и свежестью следит аккуратный смотритель. В центре  - большой черный кувшин, в котором все запахи перемешаны в один «аромат мира». Так пахнет Земля эпохи глобализма. Наиболее впечатлительные посетители падают в обморок, те, кто покрепче, приводят друзей.

Соседний зал занимает «существо», называемое «Архангел семи морей» арт-объект, похожий на скелет мамонта, составленный из деревянных пластин, труб, лампочек и загадочных металлоизделий. Архангел тревожно ухает и вздыхает, пугая детей и приводя в восторг взрослых. Среди такого нескучного искусства имеются и интерсные специалистам работы звезд мирового масштаба – И. Кабакова, Л. Буржуа, К. Болтански: «Киасма» предлагает как популярный, так и элитарный маршруты.

СЕРЕДИНА ПУТИ. БЕНЕЛЮКС

Как ни странно, лучший музей современного искусства Бенелюкса вовсе не Стеделик, известный в основном своим легендарным прошлым. Лучшей следует считать коллекцию Королевского музея изящных искусств в Брюсселе. XX веку здесь отведен отдельный корпус, хитро спрятанный под землю, чтобы не портить исторический архитектурный ландшафт площади перед Королевским дворцом. Между уровнями курсирует лифт с диванами и скромной табличкой «Не более 40 человек». Нет нужды говорить о том, что те пять посетителей, которые одновременно находятся в музее, никогда не встречаются, что даёт редкую возможность почувствовать себя VIP-персоной. Чем глубже под землю, тем современнее искусство. Бельгийский король обладает уникальной коллекцией работ Рене Магритта и участников группы «Кобра». В коллекции много бельгийских концептуалистов и кинетистов, особое внимание уделено местным художникам. Правда, имеются и необходимые любому музею работы П. Пикассо, М. Дюшана, Э.Уорхолла. Есть и американцы, в основном минималисты, кинетисты и представители оп-арта.

Город-государство Люксенбург располагает двумя институциями, отвечающими за современное искусство: собственно музеем и Галереей актуального искусства. Последняя имеет общий вход с казино и открывается по требованию. Если спросить охранника о музее, он пригласит смотрителя, который позовет куратора, тот продаст билет и проведет по экспозиции. Нужно быть готовым выслушать все объяснения трижды. Люксенбуржцы очень вежливы и хорошо владеют иностранными языками. Начав с родного французского и поняв, что для вас он таковым не является, они переходят на немецкий, после чего для полной гарантии повторяют то же самое на английском.
Самый прославленный музей Бенилюкса – Стеделик-музей в Амстердаме – недавно переехал в новое здание. Старое, рядом с музеем Ван Гога, пустует, ожидая своей участи. Следует признать, что новое место не пошло музею на пользу. Один этаж в офисном центре, рядом с портом и Центральным вокзалом очевидно проигрывает прежнему, пусть небольшому, но идеальному помещению. Понятно, что сама коллекция от этого не хуже не стала, но как будто потускнела. Для отечественных любителей современного искусства посещение Стеделика может обернуться разочарованием: гордость музея – коллекция русского авангарда – воспринимается как дежавю.

ГЛАВНОЕ. ГЕРМАНИЯ И ФРАНЦИЯ

Эти две страны, без всякого сомнения, являются главными хранителями сокровищ современного искусства на континенте. Это неудивительно: большинство звезд художественного мира современности – выходцы из этих стран.
В Германии за последние годы открылось сразу три новых музея. Официальной монополией обладает Государственный музей современного искусства. Качество работ в большинстве случаев оставляет желать лучшего, но в остроте и актуальности им не откажешь.
Второй по значению считается недавно открытая в Мюнхене Новейшая Пинакотека – музей современного искусства, приближающийся к идеальному как по своему архитектурно-пространственному решению, так и по экспозиционной стратегии. Полупрозрачное, поднимающееся ярусами здание содержит отделы дизайна, архитектуры, графики и собственно современного искусства.

И, наконец, гордость музейного дела Германии – Музей современного искусства в Национальной картинной галерее города Штуттгарта. Здание музея внешне похоже на арт-объект. Ненавязчивые цитаты из архитектурного облика Центра Жоржа Пампиду в Париже дополнены цветовыми акцентами. Внутри расположен дворик-галерея современной скульптуры, также отсылающий к парижскому опыту. В коллекции можно обнаружить редкие вещи П. Пикассо и Й. Бойса. Зал инсталляций последнего, без сомнения, является и гордостью, и стержнем всего собрания. Есть работы остромодных Нео Рауха и Мартина Киппенбергера.

В целом музей производит впечатление живого и свежего проекта. Кураторы не боятся разбавлять коллекцию старых мастеров работами современных художников, что редко встречается даже в демократичной Европе и абсолютно невозможно представить у нас. Зритель, входящий в зал с французской живописью XVIII века, на секунду замирает от удивления: на полу сидит сухонькая старушка в форме уборщицы Даян Хэнсон выполнена настолько искусно, что даже пятиминутное разглядывание не способно убедить в том, что это обычная восковая фигура, а не хитрый арт-трюк.

Упомянутым государственным институциям противостоит частный музей с безупречной репутацией – Музей Петера Людвига в Кельне. Собрание обладавшего тонким вкусом немецкого промышленника-мецената Петера Людвига и его жены Ирены достойно самых высоких похвал. Прекрасная коллекция немецкой живописи первой половины XX века, шедевры мирового искусства второй половины столетия.

Музей  Людвига – самый посещаемый музей современного искусства в Германии. Его популярности не может помешать даже редкий для западных музеев запрет на фотосъёмку. Количество шедевров, которыми обладает собрание, не поддаётся подсчёту.
Французское правительство могло бы почивать на лаврах, но любовь к искусству побудило выстроить ещё один музей в Страсбурге, по соседству с Европарламентом. Он показывает по преимуществу французское современное искусство, которого, впрочем, с лихвой хватает на огромный выставочный комплекс с кафе, конференц-залом и магазином.

И СНОВА В ПУТЬ

Освоив центральный маршрут, придётся опять собираться в дорогу. Отдельно стоит поехать в Италию, Испанию и Португалию, а за новейшими тенденциями направиться к берегам туманного Альбиона. Родина молодых британских художников интересна не только с музейной точки зрения. Не пожалевшая сил и времени на строительство нашумевшего здания галереи Тейт Модерн в Лондоне, Англия не только хранит, но и создаёт историю. Столичные галерея Саатчи и Институт современного искусства успешно формируют художественные стратегии будущего. Именно оттуда как из рога изобилия вот уже 10 лет извергаются на Европу звёзды мировой арт-сцены первой величины. Так что, освоив классическое, хоть и современное, прошлое, время отправляться за дерзким настоящим и будущим. В Англию.

MANNERHEIMINAUKIO/MANNERHEIMPLATSEN, 2
00100 Helsinki, tel. 1733 6501
 www.kiasma.fi

Aboa Vetus & Ars Nova Museums
Itainen Rantakatu 4-6
FI-20700 TURKU
FINLAND
http://www.aboavetusarsnova.fi
http://www.baltica.org/turkutouring/aboa.htm

Stedelijk Museum CS (SMCS)
Oosterdokskade 5
1011 AD AMSTERDAM
tel. (020) 5732.911
fax (020) 6752.716
http://www.stedelijk.nl/

Royal Museums of Fine Arts of Belgium
Rue du Musee 9
1000 Bruxelles
Tel.: 32.(0)2.508.32.11
Fax: 32.(0)2.508.32.32
http://www.fine-arts-museum.be

Neue Pinakothek
Barer Stra?e 29 D-80799 Munchen
Вход со стороны Theresienstra?e
Telefon: (089) 23805 195
www.pinakothek.de

Staatsgalerie Stuttgart
Konrad-Adenauer-Str. 30-32
70173 Stuttgart-Mitte
www.staatsgalerie.de

Museum Ludwig
Bischofsgartenstrasse 1, 50667 Koln
www.ludwigmuseum.org



Источник: Журнал “INFLIGHT REVIEW”

Последние публикации в разделe




© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru