Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


КЛЕКСОГРАФИЯ искусство нанесения клякс и неровных расползающихся пятен на бумагу и картон в эстетических целях. Широко используется в искусстве коллажа
Главная >> Выставки и впечатления >> Матисс в музее имени Пушкина

Матисс в музее имени Пушкина


Произведения известного французского художника Анри Матисса (1869-1954) были представлены на выставкев Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке в ноябре 2002 года.

Выставка состояла из даров Лидии Делекторской, которая долгие годы была моделью художника, а позднее стала его секретарем-помощницей. Делекторская оставалась рядом с Матиссом вплоть до его смерти. Ее коллекция собрана из картин, рисунков и предметов, которые ей дарил художник, а также тех, которые она сама покупала. На выставке представлено более 200 различных произведений искусства, мемориальных предметов, книг, фотографий, архивных документов.

Среди них - собственные гравюры Матисса, оформленные им книги, керамические изделия. Самые ценные предметы, подаренные Делекторской музею - четыре живописные картины. Здесь же выставлены блузы, костюмы, бижутерия, в которых модель позировала художнику.

Осенью 1932 года Анри Матисс работал над панно "Танец" для музея Барнаса в Мерионе близ Филадельфии. Художнику уже шел седьмой десяток лет и одному был трудно справляться со всеми делами в мастерской, и он искал помощницу. Как раз в то время из Парижа в Ниццу, где жил тогда Матисс, приехала Лидия Делекторская. Незадолго до этого она пережила развод и нужно было заново устраивать свою жизнь. Молодая женщина была рада даже временной работе у живописца. Однако через полгода прекрасное панно было закончено и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Но вдруг ее опять пригласили в семью художника. На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели. Сначала заботливая "сиделка" приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса "с жильем и питанием" и ежемесячной оплатой труда. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.

Грандиозное панно "Танец", с которго началось продолжительное личное знакомство русской эмигрантки с Матиссом, весьма своеобразно связало музеи трех стран: США, Франции и России. Это панно должно было украсить три арки свода музея в Мерионе площадью в 50 кв. метров. Однако из-за ошибки в масштабах автору пришлось два раза заново переписать весь холст, который затем должны были отправить за океан. Но французский искусствовед Луи Жилле выразил сожаление, что подобный шедевр увозится в США, а Франция между тем не попыталась удержать его. К счастью парижский муниципалитет внял разумному совету Луи Жилле и первоначальный вариант панно был приобретен Музеем современного искусства в Париже, а второй - американским Фондом Барнса.

Следует напомнить, однако, что самый первый замысел "Танца" был осуществлен Матиссом по заказу известного русского коллекционера и мецената Сергея Ивановича Щукина за 22 года до создания "американско-французского" панно.

"Русская" композиция была выполнена в трех цветах - розовом, голубом и зеленом и состояла из двух панно: "Танца" и "Музыки", которые словно по мановению волшебной палочки позволяли живопись воспринимать как симфонию. Этот "Танец", резко отличающийся от своего "американского тезки", обогатил уникальную коллекцию Сергея Щукина, в которой насчитывалось более 220 работ Матисса, Пикассо, Мане, Ренуара, Сезанна и других современных французских мастеров.

В 1911 году автор этого шедевра посетил Россию, о которой впоследствии отозвался так: "Какое будущее у этой страны, она так всем богата!" Как художника Матисса особенно поразили старинные иконы. А незадолго до его памятного визита, как раз в то время когда Матисс создавал "Танец" для России, в далеком сибирском городе Томске появилась на свет девочка, которой суждено будет много лет спустя помогать знаменитому мастеру в работе над другими произведениями на ту же тему. Перст судьбы? Лидия родилась в 1910 году 23 июня в семье уважаемого в городе врача Николая Ивановича Делекторского и его супруги Веры Павловны. Будущее маленькой сибирячки видилось вполне благополучным, во всяком случае, без особых потрясений . Но как говорят, "человек предполагает, а Бог располагает." Мировое кровопролитие, две революции 1917 года и гражданская война не обошли стороной Лидию Делекторскую как и всех русских людей.

Поразившая в начале 20-х годов Сибирь эпидемия тифа, а затем холеры унесла одну за другой жизни родителей Лидии. На помощь пришла тетя девочки - сестра ее матери. В 1923 году тетя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манчжурию . Жизнь там была нелегкой и все же Лидии удалось закончить русский лицей в Харбине. Затем в силу ряда обстоятельств они перебрались во Францию, что как магнитом притягивало очень много россиян.
В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта. Брак оказался не удачным - уже через год молодая жена вынуждена была оставить своего соплеменника, с которым, как оказалось, ее связывали только русский язык, да ностальгические чувства. Так, без семьи, почти без средств к существованию, без знания французского языка 22-летняя Лидия Делекторская оказалась в Ницце, в доме знаменитого художника.

К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сороколетний чрезвычайно плодотворный и яркий путь в искусстве. Будущий великий живописец родился 31 декабря 1869 года на севере Франции в городе Като- Камбрези. Это был канун "грозного года" германского нашествия на Францию, о котором Виктор Гюго писал:"Все в страхе за Париж. Над ним тевтон глумится, погибнет целый мир, когда умрет столица." Матиссу за свою жизнь придется пережить три "тевтонских" вторжения на землю его Родины. Но, не смотря на злоключения, художник сумел сохранить глубокую веру в человеческую солидарность, добро и красоту.

Его отец Эмиль Ипполит Анри Матисс занимался торговлей зерном, имел москательную лавку, но был бы рад, если бы сын получил хорошее образование и стал, скажем, адвокатом. Мать новорожденного Аина Элоиза Жерар, из старинного фламандского рода, в свободное время любила расписывать тарелки, тянулась к искусству. Не она ли была "виновницей" решающего жизненного выбора сына? Впрочем, до такого выбора было еще далеко. Окончив в 18 лет лицей, Анри получил в Париже юридическое образование и устроился на работу клерком к одному адвокату. До 20 лет он вроде бы и не помышлял о живописи. Но как говорится, "не было бы счастья, да несчастье помогло." После не очень удачной операции аппендицита молодому клерку пришлось довольно долго выздоравливать и его мать захотела хоть как-нибудь развлечь сына. Сказалась ее тяга к искусству: мать преподнесла Анри набор масляных красок, кисти, самоучитель по живописи, а потом и этюдник.

Скромный подарок оказался поистине судьбоносным: уже через несколько месяцев, испортив всего лишь три-четыре холста, Матисс написал чудесный натюрморт, которым мог бы гордится иной профессиональный художник. В молодости художнику довелось испытать немало трудностей и лишений, он знал истинную цену денег, заработанных честным трудом. Поэтому Матисс находил любую возможность поощрить своих сотрудниц: и молодых жительниц Ниццы, служивших ему моделями, и Лидию Делекторскую. Случалось, он говорил ей: "Сегодня я задержал вас почти на час, вы вернетесь к себе очень поздно. Я советую вам перекусить в соседнем ресторанчике". И вручал Лидии купюру, которая удваивала ее дневной заработок. Это были повседневные знаки внимания, которые, конечно уступали его поистине " королевским" подаркам. Ежегодно Анри Матисс преподносил Лидии два своих оригинальных рисунка: один - к Новому году, другой - ко дню ее рождения. Думается, что это уже были дары не только модели, но прежде всего очаровательной и душевной женщине, которая вдохновляла художника на создание поистине блистательных произведений.

Преподнося в дар Лидии Делекторской свои произведения, стоившие огромных денег, Анри Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод, а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же в чужой стране. Начиная с 1935 года, когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года, художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки, который можно видеть в лучших музеях Франции, России, США и ряда других стран.

Приближалось 70-летие мэтра, он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться - 3 сентября началась вторая мировая война.

Случилось так, что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком, который поддерживал его, ежедневно помогал ему переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на продолжение работы. Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Старший сын Пьер еще до войны переехал в США . Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Дочь Маргарита участвовала в движении Сопративления, была выдана врагам предателем и едва не угодила в лагерь Равенсбрук. Мадам Матисс сидела в тюрьме города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет. К счастью освобождение Франции от захватчиков вызволило из заключения и жену Матисса, и его дочь.

Последнее десятилетие жизни Матисса было, как и прежде, несмотря на его возраст и недомогание, отдано творчеству, особое место в котором занял архитектурный макет Капеллы четок в Вансе. Макет Капеллы полностью соответствовал оригиналу: с большими излучающими спокойствие витражами, почти плоской крышей, увенчанной огромным кованым железным крестом, и примыкающим к ней длинным строением монашеской обители, крытым черепицей цветов Богоматери - синего и белого.

После Капеллы четок художник уже не брался за монументальные работы, если не считать панно "Аполон", которое делала бригада керамистов. В 50- е годы он создал немало точных стремительных рисунков, занимался керамикой и скульптурой, но основное время посвящал декупажам или коллажам - изящним и бесконечно разнообразным вырезкам из цветной бумаги, что позволяло создавать прекрасные композиции. В последние месяцы своей жизни Анри Матисс работал, передвигаясь по мастерской в кресле на колесиках. На исходе осеннего дня 3 ноября 1954 года его внезапно сразил удар. Великий художник скончался на руках своих близких.

Русская муза Анри Матисса, вдохновлявшая художника при его жизни, продолжала самозабвенно служить его памяти и искусству и после кончины великого творца.

Еще при жизни Анри Матисса Лидия Делекторская решила покупать у художника некоторые, понравившиеся ей, рисунки и отправлять в Москву в музей имени А.С. Пушкина, где хранится целая коллекция его картин. Между тем Анри Матисс, который к тому времени очень редко просил своего секретаря позировать для его произведений, вдруг обратился к Лидии с такой просьбой. В три сеанса был создан изумительный рисунок крупного формата. " Я добавлю этот рисунок от себя лично к вашему дару",- заметил художник, сопроводив свой подарок письмом к руководству музея. С этого момента на протяжении почти десяти лет, вплоть до кончины Матисса его секретарь и Муза систематически покупала у него картины, рисунки, скульптуры и книги и дарила их музею имени А.С. Пушкина или Эрмитажу. Лидия Делекторская продолжала делать щедрые подарки музеям России и после ухода Матисса из жизни. Она говорила: "В тот день, когда я открыла для себя что каким бы не был режим, правительство, руководители, в России не мало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища, которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь исчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса."

Преподнося то музею Пушкина, а то Эрмитажу один, два или три рисунка, Лидия, по ее словам испытывала чувство "двойного удовлетворения : музеи и их посетители были в восторге и ... Матисс, если он где-то еще существует, был бы наверняка доволен."

Елена Киселева

Источник: culture.pravda.ru

Последние публикации в разделe




© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru