Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


КОМБИНИРОВАННЫЕ КАРТИНЫ (термин Дж. Раушенберга) – картины, которым придано объемное измерение за счет сочетания с объемными элементами, расположенными вблизи картины.
Главная >> ART журнал >> Магнитофон, чистота и государство

Магнитофон, чистота и государство

Энди Уорхол
Энди Уорхол – гибрид Уолта Уитмена и Евгения Харитонова
Илья Кукулин
Энди Уорхол. Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот). Пер. с англ. Г.Северской. – М.: Издатель Д. Аронов, 2001, 256 с.

ЭТО СЕЙЧАС слово "попса" стало синонимом пошлого коммерческого продукта для невзыскательных вкусов. В начале 60-х не было "попсы", а был "поп-арт" – искусство авангардное и удивляющее. При том, что работало оно с простыми, иногда клишированными образами: картинки из комиксов и рекламы, кичевые портреты Мэрилин Монро и Элизабет Тэйлор, копии с известных картин… Но это было расширением территории искусства. Англичанин Ричард Гамильтон писал в 1956 г. о "новом искусстве для народа", где темами станут "мужчина, женщина, еда, история, газеты, кино, бытовая техника, машины, мультфильмы, телевидение, информация". Такое искусство возникло, но не столько "для народа", сколько для интеллектуалов, богемы и журналистов (уже потом на основе поп-арта произошла революция в дизайне, и новая визуальная среда стала в самом деле искусством для всех). Оно бурно развивалось в Америке: поп-арт стал одной из важных частей нового культурного сдвига – вместе с рок-музыкой, "новой философией" и многим другим.

Энди Уорхол (1928-1987) – самый, видимо, знаменитый представитель поп-арта. Он рисовал Монро, Мао Цзэдуна и консервные банки с супом, снимал фильмы про стрижку, еду, трансвеститов и Фиделя Кастро, рисовал обложки для пластинок рок-групп "Rolling Stones" и "Velvet Underground", записывал на магнитофон все значительные разговоры (с кем угодно) и говорил, что занимается бизнес-искусством. Тогда же, в 60-е, он создал мастерскую для художников и артистов под названием "Предприятие Энди Уорхола". Этот кичевый персонаж, который был буквально загипнотизирован обществом потребления, оказался одним из самых живых художников того культурного прорыва.

Выставка Энди Уорхола открыта в Пушкинском музее. В Москве идет Неделя Энди Уорхола. А за несколько дней до нее в книжные магазины столицы поступила книга "Философия Энди Уорхола". Написанная художником в 1975 г., теперь она переведена на русский язык. Издавший книгу Аронов сам же ее и оформил.

Прежде всего это хорошая проза: умная, трезвая и отчетливая. Автор – не кичевый персонаж, а умный и наблюдательный неврастеник, который напряженно играет с читателем и самим собой: то откровенный, то сознательно провоцирующий, аналитичный и нежный. Жанр – средний между дневниками и эссе. Многие главы – диалоги между А. и Б.: А. – Уорхол, Б. – его собеседники, то мужского, то женского пола, часто вполне реальные, иногда, возможно, участники внутреннего диалога.

Уорхол был болезненно заворожен призрачностью, текучестью, зыбкостью мира. Например, эфемерностью современного общества: люди мелькают на тусовках или в телевизоре и уходят, упаковки от еды выкидываются, все исчезает. Но за эфемерностью тусовок и газет встают личные проблемы: эфемерность и чуждость человеческого тела, странность и зыбкость отношений. Поэтому проза Уорхола неожиданно напоминает тексты русских писателей, потрясенных этой же проблематикой: Василия Розанова и Евгения Харитонова.

Розанов и Харитонов были нервически заинтересованы имперской эстетикой. И тот и другой остро ощущали противоречие между большим и властным государством (для Розанова – Россия, для Харитонова – СССР) и своим полуподпольным существованием.

Уорхол с ними перекликается. С одной стороны, он постоянно общался с деятелями контркультуры, с другой – "существуют три вещи, которые для меня всегда красивы: мои старые добрые ботинки, которые не жмут, моя собственная спальня и таможня США, когда я возвращаюсь домой". Патриотизм Уорхола гораздо более мирный и радостный, чем у названных русских авторов, но, с другой стороны, США при всех своих недостатках не вызывают такого сладко-мазохистского ужаса, как Российская империя. Тем не менее Уорхол – человек, готовый работать в "уголке" общества, взрывать культуру большинства, но в тени постоянно работающего, налаженного государства.

Есть важное различие с Розановым: Уорхол – принципиальный, стихийный демократ (Розанов таким бывал, но далеко не всегда). Сочетание вдохновенной любви ко всему американскому и равному с трезвой оценкой мира, где человек живет, напоминает один уже сугубо американский образец – Уолта Уитмена. В книге "Демократические дали" Уитмен и прославляет демократию, и напоминает о грозящих ей опасностях. А Уорхол, который очень любит объяснять, как его интересуют бизнес и деньги, вдруг проговаривается: "Америка – действительно Сама Красота. Но она была бы еще прекраснее, если бы у всех хватало денег на жизнь".

Уорхол – человек открытого, развивающегося мира. Но сам не очень открытый. Он иногда играет в откровенность: хотели поп-артиста, вот вам поп-артист (Александр Жолковский писал про встречу со старым Борхесом, что тот "исправно сыпал парадоксами" – чтобы не лезли). Но псевдооткровенные лозунги Уорхола заставляют задуматься:

"Самое прекрасное место в Токио – МакДоналдс.
Самое прекрасное место в Стокгольме – МакДоналдс.
Самое прекрасное место во Флоренции – МакДоналдс.
В Пекине и Москве пока нет ничего прекрасного".

Эту декларацию стоит понимать сразу в прямом и перевернутом смысле, а еще лучше – по касательной. Означает ли портрет Мао, исполненный Уорхолом, прославление Мао? Нет, не означает.

Уорхол сформировал современное ощущение текучести мира: зыбкость мира как тиражируемость всего. Мир раздроблен на визуальные образы и звуковые записи: это и хорошо (можно послушать джазовую импровизацию, когда Армстронг был в ударе), и плохо (тиражируемые разговоры, тиражируемые чувства). Одно из самых убойных мест в книге – глава "Лоск", представляющая собой сплошную запись (может быть, отчасти выдуманную) длиннейшего телефонного разговора с художницей, которая исповедуется Уорхолу в том, как она любит убирать в доме. Невротическая страсть к чистоте хорошо известна психоаналитикам, но здесь важнее не фрейдистские комплексы, а шоковый эффект, который возникает, во-первых, из навязчиво точного перечисления фирменных марок и названий всего, с чем соприкасается эта женщина в быту, – зубной пасты, мыла, еды, кремов для лица, бытовой техники – и, во-вторых, из описания того, как именно она чистит стол, отдельно его деревянные и отдельно металлические части, пылесосит специальными насадками старые фотографии и даже чековые книжки, раскладывает по конвертам всевозможные документы и квитанции… Получается образ чистого, комфортабельного и как бы освоенного, но в действительности страшного, совершенно чужого мира. И не надо списывать это только на капитализм и Америку.
Как пишет по другому поводу Уорхол: "Жизнь как таковая – очень тяжелая работа над чем-то, что тебе не всегда хочется делать. Родиться – все равно что быть похищенным. И потом проданным в рабство. Люди работают каждую минуту. Машина не останавливается. Даже когда ты спишь". И это – не пессимизм, а призыв к трезвости.

Источник: http://curtain.ng.ru

Последние публикации в разделe



Читайте также...


Взрыв! Статья о Ричарде Гамильтоне из Советского Союза образца 1972 года. Статья опубликована в журнале Англия, найденном на развале. Ричард Гамильтон - мой любимый художник, представитель поп-арта. Его работа "Именно это делает дом таким родным и привлекательным" (1956) вдохновила меня на коллажирование. Статья в журнале за 1972 год (год моего рождения) воспринимается мною как подарок... Удивительно!
далее

B Эстонском Художественном музее Kumu в Таллинне до 11 апреля 2010 года проходит выставка «POP-арт Forever!», рассказывающая о раннем периоде эстонского поп-арта. На выставке представлены произведения и информативные материалы, начиная с 1966 года, как из музейных, так и частных собраний.
далее

Статья об одном из крупнейших мастеров немецкого искусства XX века. На протяжении всего творческого пути Польке увлекается экспериментами с различными техниками и технологиями, виртуозно объединяя технику классического офорта с ультрасовременными технологиями. Зигмар Польке присущ особый художественный метод и изобразительный язык. Он рисует, пишет, вырезает, делает коллажи, работает со всем — от стекла до бумаги. Польке называют «алхимиком», имея в виду его стремление оживить свои картины, которые превращаются в саморазвивающиеся организмы.
далее

© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru