Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


ОУВЕРЛЭППИНГ (от английского overlapping - нахлест, взаимоналожение) – художественный прием, cвязанный с нарочитым наложением фрагментов материала при их наклеивании на субстрат. При этом создается объемный или псевдообъемный эффект
Главная >> ART журнал >> Торможение в небесах. Без них искусство XX века было бы другим

Торможение в небесах. Без них искусство XX века было бы другим

Рене Магритт
Рене Магритт
В нашем веке все хотели быть новаторами. Особенно художники, рвавшиеся к своей единственной цели – сказать последнее слово, а еще лучше стать последним криком современности. Крик этот давно уже заглох в музейных хранилищах и на страницах научных монографий, но звук остался. Звук лопнувшей струны, звук состоявшихся или не состоявшихся судеб. Авангард превратился в классику, и XX век, подойдя к своему концу, резко затормозил.

С самого своего начала XX век испытывал головокружение от того, что он такой революционный, такой авангардный, такой радикальный. Это касалось всего – политики, экономики, эстетики, науки, социума, быта и, конечно же, искусства. Манифесты, декларации, призывы отказаться от разной исторической рухляди заполняют Европу и Америку. Повториться, не быть оригинальным — вот чего больше всего боится современное искусство. Слова "это уже было" воспринимаются как самый жестокий приговор. Сказать нечто до сих пор никем не сказанное, придумать что-то до сих пор не придуманное стало главным желанием художника.

Краткий курс модернизма
Кубисты, фовисты, футуристы, конструктивисты, дадаисты, супрематисты, лучисты и кубофутуристы, давя и отталкивая друг друга, бились за место под солнцем современности. Первая мировая война охладила юный пыл авангарда, но не надолго. В 20-30-е годы, возбужденный новым социальным опытом русской революции, ХХ век опять принялся экспериментировать, конструировать города будущего.

Потом, в том возрасте, когда все приличные люди думают о пенсии, то есть в возрасте 60, наш век вдруг опять помолодел. Развернулось движение хиппи, выступления в Латинском квартале, и в искусстве разразилась вторая революция авангарда, еще более радикальная, чем революция начала века. Поп-арт, оп-арт, леттризм, минимализм, искусство ассамбляжа, инсталляции, концептуализм и прочие движения не оставляли камня на камне от эстетики прошлого. Все эти измышления опять были нацелены на обновление, создавались во имя молодости и во имя будущего.

Десятилетия проходили так же быстро, как и мода на них. Шестидесятые с их марихуаной, небрежностью джинсовых хламид, длинных волос и сексуальной революцией, семидесятые с дискотеками и платформами, восьмидесятые с неоромантизмом, необарокко и неоготикой и изобретением трансавангарда, уже отмечающего настороженность по отношению к революционности авангардизма, — все это закончилось. Неясные девяностые тоже подошли к концу. Остался всего какой-то год – и тот век, что мыслился лишь в категориях современности, необратимо станет прошлым. XX век, осознанный исследователями, разжеванный и разложенный на главы, будет упакован в твердую обложку, как в маленький гробик, и встанет на полку вместе с другими веками, ушедшими в историю, вместе с XV и XVIII веком, от которых он еще недавно так разительно отличался.

Вот и все. Величайшие произведения начала XX столетия, крестные отцы множества его новаций, – "Авиньонские девушки" Пикассо, "Черный квадрат" Малевича, "Фонтан" Дюшана были рассчитаны на уничтожение старых понятий об искусстве, идущих от спокойного позитивизма XIX века. "Авиньонские девушки" нарезали на куски все представления об эстетизме, что существовали до Пикассо. Отныне всякое противоречие между красотой и безобразием было снято. "Черный квадрат" Казимира Малевича утвердил божественное и совершенное ничто, то есть стал концом всех концов и началом всех начал, тем самым зачеркнув саму идею искусства. "Фонтан" (он же "Писсуар") Марселя Дюшана уничтожил границы между искусством и действительностью, сделав искусство действительностью, а действительность искусством.

Три великих произведения начала века в один голос кричали о смерти старого искусства. В своей агрессивности они были динамичны и спорны. Теперь же они превратились в образцы столь же непререкаемые и столь же далекие, как "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Авангард плавно стал классикой и XX век, подойдя к концу, резко затормозил.

Как известно, неожиданная остановка в суперскоростном поезде приводит к массе неприятностей: чемоданы сыплются с багажных полок, со столиков слетают журналы и стаканчики с кофе, по проходу несется сошедшая с ума бутылка кока-колы, а пассажиры, вырванные силой инерции из кресел, падают друг на друга в нежеланные объятия. Никто не понимает, что случилось и что случится, кончится ли все катастрофой или шуткой, бежать или лучше сидеть не двигаясь. Подобное ощущение возникает и на сегодняшних выставках современного искусства. Беспорядочно разбросанные вещи, мысли и стили делают интерьеры выставочных павильонов похожими на разворошенные вагоны. Однако жертв нет – публика ходит среди обломков живая. Так что нет и катастрофы.

Остановка: конец света
XX век все время предрекал конец света. Революционность шла рука об руку с эсхатологией, а наше время предоставляло множество возможностей предвидеть всемирную катастрофу. "Композиция #6" Василия Кандинского и "Герника" Пикассо стали образцами эсхатологического мироощущения. Абстракция Кандинского представила гибель мира как проявление воли Божьей, как всемирный потоп, и стала прообразом бесчисленных видений космических потрясений, что так занимали наше столетие. Пикассо изобразил конец человечества как дело рук самого человека, раздробив и расколов антропоморфные формы на куски уродливого страдания и создал совершенное произведение на тему преступления. Для XX века "Герника" Пикассо стала гигантоманией, подобной фризу Пергамона, но в современной мифологии силы света и силы тьмы поменялись местами: с небес на землю низвергается поток жестокости, уничтожающий все сущее.

Как революционность авангарда, превратившись из революционных лозунгов в обязательные цитаты, становится лишь отработанным приемом, так и предсказание конца света после того, как свет все-таки не кончился, кажется просто более или менее удачной гиперболой. Превратились в классику и страшные видения и Пикассо, и Кандинского, став музейными экспонатами.

Жизнь есть сон
Не менее чем страх мировой катастрофы наше столетие мучила пустота вещественного мира. Где образ, а где предмет, что подлинно, что мнимо – эти идущие от Платона проблемы XX века, перегруженного подобиями, стали особенно болезненны. Картина Рене Магритта "Предательство образов", изображающая курительную трубку с надписью под ней "Ceci n'еst pas une pipe" ("Это не трубка") стала символом раздвоившегося сознания, спутавшего реальность и знак реальности. Обыденность как кошмар и наваждение, страх необыкновенной жизни предмета и жгучий интерес к нему, потеря границы между сознанием и подсознанием, сном и бодрствованием – одно из достижений XX века, превратившегося в его муку. Магритт наделил заурядность магической силой, но бесконечные повторения выветрили ее. И остановившийся вагон искусства оказался закиданным потерянными во время неожиданной остановки предметами, разбросанными по полу.

Сюрреалистические наваждения в забавные комиксы трансформировал поп-арт, великое новшество XX столетия, еще до сих пор недооцененное. В "Супе 'Кемпбелл'" Энди Уорхола консервная банка ничем не прикидывается, она является тем, что она есть, — банкой любимого супа. Ничем не прикидывается и песенка "Битлз", являющаяся просто песенкой. Страница из комикса, сосиска в хот-доге, Мэрилин Монро в "Джазе только девушки" не лгут и не предают, они "равны себе", как полюбили выражаться критики XX века. Обаятельное чудовище Энди Уорхол гениально выразил эту влекущую простоту и пустоту своими бутылками кока-колы и мылами "брилло", но в остановившемся вагоне, воспроизведенные много раз, они стали неотличимы от мусора в своих бесчисленных подражаниях.

Победа Нью-Йорка

Одной из самых остроумных, изящных и элегантных вещей века стало произведение Ричарда Гамильтона "Что же делает наши дома сегодня столь разнообразными, столь привлекательными?". Эта композиция может быть приравнена к шедеврам Вермеера Делфтского, воспевающим прелесть нашей действительности. Англичанину Гамильтону чужда простота американцев, но его британская изощренность и делает его столь привлекательным, хотя в бесконечных повторениях его коллажи превратились просто в обложки модных журналов, рассыпанные в проходе вагона.

Дух поп-арта и дух минимализма предвосхитила великая капитуляция Европы перед лолитовским очарованием Америки – "Буги-вуги" Пита Мондриана. Этот художник, долго искавший высшего смысла в мистике цвета и формы, нашел его в танцевальном ритме. Эта картина – предтеча эстетики дискотек и трубный глас о победе Нью-Йорка на арене международной художественной жизни. "Буги-вуги" – самая совершенная картина XX века, но, увы, повторения ее ритма превратились в заезженный мотивчик, надоедливый, как музыка из наушников транзистора вашего попутчика.

Победу Нью-Йорка на мировой арене олицетворяет гигантомания Джексона Поллока. Его многометровые композиции полны иррационального динамизма, созвучного жизни мегаполиса. Жизнь Поллока – это история саморазрушения, искусственно спровоцированного алкоголем и наркотиками безумия, направленного на освобождение подсознательных творческих сил. Начиная с эстетики fine de siecle современное сознание полюбило бред самоуничтожения, и с Шарля Бодлера именно этот язык стал считаться наиболее подходящим для больших городов с их безысходным великолепием. Поллок выразил бред Нью-Йорка и погиб в автомобильной катастрофе, смертью доказывая искренность своего безумия. Но отличимы ли его композиции от размазавшейся на стенах краски?

Удержатся ли король с королевой?
Широченные шаги Джозефа Бойса в его композиции "La Rivoluzione siamo Noi" ("Революция – это мы") 1971 года символизировала новое выступление Европы, пришедшей в себя после всех несчастий и опять почувствовавшей способность к революциям. Размах Бойса, достойный Веры Мухиной, создавшей самый талантливый символ тоталитаризма, доказывал, что Америка опять уходит на второй план, что авангард возвращается к своим истокам, став авангарднее и моложе. Но какая революция в пятьдесят лет?.. Это не революция, это просто терроризм. И известно, чем все кончилось – трансавангардом и постмодернизмом, беспорядком в резко затормозившем вагоне. "Rivoluzione siamo Noi" – последнее большое усилие нашего века.

Ни на что не похожи "Король и королева" Генри Мура, два величественных силуэта на фоне неба, несчастные монархи в изгнании, наблюдающие за революциями XX столетия. Они полная противоположность "Рабочему и колхознице" Веры Мухиной, столь явно вдохновившей Джозефа Бойса. Это великое произведение XX века, этому веку противостоящее. "Король и королева" – осознание того, что рано или поздно каждый век кончается и современность становится прошлым. Поэтому они и вцепились так крепко в поручни, чтобы не вылетать из кресел при неизбежной остановке.

БЕЗ НИХ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА БЫЛО БЫ ДРУГИМ
  • Казимир Малевич. "Черный Квадрат" (1913)
  • Пабло Пикассо. "Авиньонские девушки" (1907), "Герника" (1937)
  • Марсель Дюшан. "Фонтан" (1917)
  • Василий Кандинский. "Композиция #6" (1913)
  • Рене Магритт. "Предательство образов" (1929)
  • Вера Мухина "Рабочий и колхозница" (1937)
  • Пит Мондриан. "Буги-вуги" (1943-1944)
  • Джексон Поллок. "Номер 7а" (1948)
  • Генри Мур. "Король и королева" (1953)
  • Ричард Гамильтон. "Так что же делает современные дома столь необычными, столь привлекательными?" (1956)
  • Джозеф Бойс. "Революция – это мы" (1971)
  • Энди Уорхол. Суп "Кемпбелл" (1962)
  • Пауль Клее (1879-1940)
  • Эдвард Хоуппер (1882-1967)Жорж Брак, Анри Матисс
  • Макс Бекман (1884-1950)
  • Шагал Марк (1887-1985)
  • Эгон Шиле (1890-1918)
  • Сальвадор Дали (1904-1989) Бальтюс (р.1908)
  • Френсис Бэкон (1909-1992) Никола де Сталь (1914-1955)
  • Билл Вайола (р. 1951)

    Их знает вся Россия
  • Наталья Гончарова (1881-1962)
  • Илья Машков
  • Павел Филонов
  • Александр Дейнека (1899-1969)
  • Александр Древин (1889-1938)
  • Эль Лисицкий
  • Владимир Татлин
  • Любовь Попова
  • Роберт Фальк (1886-1958)
  • Илья Кабаков
  • Комар и Меламид
  • Эрик Булатов

    Фотографы
  • Наппельбаум Моиспей (1868-1968)
  • Анри Картье-Брессон (р. 1908)
  • Хельмут Ньютон (1920-1990)
  • Александр Родченко (1891-1956)
  • Роберт Капа (1913-1954)
  • Этвас Вестон (1886-1958)
  • Альфред Штиглиц (1864-1946)
  • Синди Шерман (р. 1954)
  • Жизель Фройнд (р. 1908)
  • Сесил Итон (1904-1980)
  • Ричард Аведон (р. 1923)


  • Источник: www.domovoy.ru
    Аркадий Ипполитов

    Последние публикации в разделe




    © Авторские коллажи Измайлова Юлия
    e-mail: julia@coll.spb.ru
    © 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru