Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


ОВОЩНОЙ ПОРТРЕТ (vegetable portrait) жанр, изобретенный крупнейшим представителем итальянского и чешского барокко Арчимбольдо Великолепным. Представляет собой псевдоколлаж, создающий иллюзию, что портрет человека склеен из атрибутов его деятельности – овощей, фруктов, инструментов, книг и т.д. существует дружеский шарж на М.Дюшана, выполненный в жанре ОП

 
Art-Gid.ru - интересные места и культурные события Санкт-Петербурга
 
Главная >> Публикации о коллаже >> Эволюция Жоржа Брака

Эволюция Жоржа Брака

Брак. Девушка с гитарой
Брак. Девушка с гитарой
БРАК Жорж (Braque Georges)
(1882 Аржантей-сюр-Сен - 1963 Париж) французский художник.

Раннее творчество. Брак родился в семье ремесленников и провел детство в Гавре в совершенно импрессионистической атмосфере. Он всегда настаивал на том что был самоучкой не имеющим академического художественного образования ("Беседы с Дорой Валлье" Cahiers d'Art 1954). Вначале Брак был художником-декоратором унаследовав профессию своего деда и отца. Эти опыты сыграли важную роль в кубистических исканиях художника (выбор материала ремесленный характер и тривиальность его работ).

В 1900 он приезжает в Париж и зимой 1905-1906 приобщается к фовизму. Позже он скажет: "Матисс и Дерен указали мне путь". В 1906 вместе с Отоном Фриезом он живет в Антверпене а летом 1907 — в Ля Сиота и Эстаке где пишет серию небольших морских пейзажей элегантно-фовистских сдержанных и несколько ирреальных ("Ля Сиота" 1907 Париж Нац. музей современного искусства Центр Помпиду).

Кубистический период. Два события осени 1907 радикально изменили искусство Брака: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пикассо чьи "Авиньонские девицы" его поразили и "сбили" с фовистского пути. Картина "Стоящий обнаженный" (Париж частное собрание) исполненная зимой того же года свидетельствует об этом двойном влиянии а также быть может о воздействии африканского искусства.

Летом 1908 в Эстаке он пишет серию пейзажей полных бурного движения с упрощенными тонами и почти лишенных перспективы — здесь все сведено к геометрическим и компактным формам кубам как назвал их критик Луи Вексель когда картины Брака были выставлены в гал. Конвейлера в ноябре 1908 ("Дома в Эстаке" 1908 Берн Художественный музей). В пейзажах написанных в 1909 в Нормандии и Ла Рош-Гийоне массы противопоставлены не столь сильно они сообщаются между собой сезанистскими переходами которые выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов развернутых к зрителю. В этот период Брак стремится изобразить пространство между предметами а не акцентировать внимание на их выпуклости в пустоте традиционной перспективы.

Брак. Скрипка и трубка
 Брак. Скрипка и трубка
"Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма — это материализация того нового пространства которое я почувствовал" — говорил Брак ("Беседы с Дорой Валлье"). Он перестает писать пейзажи и обращается к натюрморту потому что в натюрморте есть тактильное почти рукотворное пространство... Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи а не только смотреть на них. Это пространство привлекало меня ибо поиск пространства был первым поиском кубизма. В натюрмортах 1910-х конструктивные элементы предметов смазаны чтобы создать на холсте единый план.

С конца 1909 Брак работает в тесном контакте с Пикассо и вместе с ним разрабатывает доктрину кубизма. Натюрморты где часто теперь появляются музыкальные инструменты приобретают монументальный характер; предметы энергично разрезаны на сверкающие грани допускающие одновременно разные точки зрения ("Натюрморт со скрипкой и кувшином" 1910 Базель Художественный музей).

В картинах 1911 объемы почти полностью уплощаются и сводятся к геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов; раздельные мазки превращают поверхность холста в более вибрирующую. Брак вводит в свои композиции элементы "обманки" — буквы или гвозди — которые подчеркивают главный план холста ("Португалец" 1911 там же).

В 1913 открытие бумажной аппликации позволяет Браку вернуть в живопись цвет и "четко отделить цвет от формы и увидеть его полную независимость по отношению к форме" ("Беседы с Дорой Валлье"). Это в свою очередь отмечает переход к "синтетическому" кубизму несмотря на то что этот термин ясно определяющий художественные интенции Хуана Гриса можно применять к искусству Брака лишь с оговоркой. Картины этого периода отличаются светлостью воздушностью композиции структура которой абстрагируется от простых планов увеличивающих пространство но не углубляющих его. Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка ("В честь Баха" Париж частное собрание).

Послевоенный период натюрморты. В 1914 Брак был мобилизован а в 1915 тяжело ранен на фронте. В 1917 он вновь принимается за работу и сразу по окончании войны пишет натюрморты задуманные как микрокосм терпения и наслаждения в которых вкус и достоинство проявляются больше нежели смелость и творческая изобретательность предшествующего периода. Видение Брака остается кубистическим — он разлагает предметы на элементы и планы перекомпанованные и словно стиснутые строгими пластичными и декоративными ритмами; он использует возможности тактильного пространства почти всегда ограни- ченного стеной ширмой и очень редко открытого в глубину. Иногда он изображает и пейзаж. Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки ("Утесы" 1938 Чикаго частное собрание) — воспоми нания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле близ Дьеппа. Человеческие фигуры почти отсутствуют за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок исполненных в 1922-1927 и являющихся возможно репликой художника на великанш Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи.

В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции которую он защищает в "Тетрадях Жоржа Брака" (1917-1947 опубликованы в 1948 и 1956). В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции — офорты для Теогонии Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты ("Геракл" 1931 Париж собрание Мэг) и большинство его скульптур.

После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр "кабинет любителя") и большие амбициозные композиции. Нельзя говорить об эволюции Брака в строгом смысле слова но несмотря на очень ограниченный репертуар его тем появление новых сюжетов всегда влечет за собой создание новых отношений линии и объема формы и цвета. За серией Круглых столов и натюрмортов 1918-1920 в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом следует цикл каминов и мраморных столов ("Натюрморт с мраморным столом" 1925 Париж Нац. музей современного искусства Центр Помпиду) исполненных в великолепной гармонии зеленого коричневого и черного; в этих натюрмортах главное значение придается пластической выразительности объемов. Фрукты ткани кувшины создают полновесные чувственные формы мощно закрученные почти барочные кривые линии.

После 1928 палитра Брака высветляется ("Голубая мандолина" 1930 Сент-Луис Миссури Гор. гал.) художник стремится выразить свободу колеблющейся и непрерывной линии с непринужденностью напоминающей криволинейный кубизм Пикассо середины 1920-х ("Натюрморт с трубкой" Базель Художественный музей). Эти две тенденции объединяются накануне второй мировой войны в прекрасных орнаментальных произведениях полных фантазии и яркого колорита; предметы словно пляшут и распрямляются в невесомом пространстве ("Натюрморт с мандолиной" 1938 Чикаго частное собрание). В то же время Брак вновь вводит в некоторые свои композиции изображение человеческой фигуры под видом курьезных силуэтов в фас и профиль (что соответствует тени и свету) напоминающих более ранние произведения Пикассо ("Художник и его модель" 1939 Нью-Йорк частное собрание).

Позднее творчество. Мастерские. Война вдохновила художника и на более серьезные произведения отражающие суровость эпохи ("Кухонный стол" 1942 частное собрание). С 1947 его творчество часто прерывается болезнью однако в 1949-1956 он создает серию "Мастерские" - восемь картин замечательных своей немного мрачной и эзотерической насыщенностью и упорством с которым художник стремится объединить все свои воспоминания все поиски и темы своего творчества ("Мастерская VI" 1950-1951 Сен-Поль-де-Ванс фонд Мэг). В некоторых картинах появляется птица крылья которой распростертые в абстрактном пространстве станут темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953) и последним сюжетом размышлений художника, который испытывает в своих поздних произведениях необходимость вырваться из безжизненного и замк- нутого мира собственной живописи. Брак создал также картоны для витражей в капеллах СенДоминик в Варанжевиле и Сен-Бернар в фонде Мэг в СенПоль-де-Вансе.

Произведения Брака представлены в Париже (Нац. музей современного искусства Центр Помпиду) и в большинстве крупных музеев мира. Выставка в Центре Помпиду (1982) была посвящена его аппликациям 1912-1918.

Источник: http://art.khakasia.ru

Последние публикации в разделe



Читайте также...


Среди различных видов искусства, в которых проявил себя Пикассо, графике принадлежит далеко не последнее место. Пикассо — это не только великий живописец, замечательный скульптур и керамист, но и превосходный рисовальщик и гравер
далее

Первым, кто стал пользоваться техникой вырезки из газет, был Брак, и начал он это делать летом 1912 года. Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему
далее

© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2017 О сайте: coll.spb.ru