Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


КОЛЛАЖИРУЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ особый стиль сознания, характерный для последней трети ХХ века и предусматривающий сочетание разнородных потоков. К.С. стало вызывать особый интерес в связи с разработкой теории 'потока сознания'.
Главная >> Выставки и впечатления >> Банкнотные коллажи Владимира Толстого

Банкнотные коллажи Владимира Толстого

Владимир Толстый
Владимир Толстый
автор: Андрей П. Дьяченко

В наш богатый инновациями век трудно придумать что-либо удивительное, особенно в изобразительном искусстве. Некоторые философы стали всерьез говорить о перепроизводстве культуры, вернее, объектов культуры, то есть произведений искусства. Их, мол, чересчур много… Часто кажется, что все уже создано, все на свете придумано и система жанров давно устоялась, а эволюция стилей идет довольно-таки медленно. А если так, то откуда взяться художественным новшествам?

Может быть, это так и есть на самом деле. Но только не применительно к оригинальному и неповторимому творчеству выдающегося современного художника-авангардиста Владимира Котлярова, работающего под псевдонимом "Толстый". Недавно этот талантливый художник подарил петербуржцам счастливую возможность посмотреть выставку его работ в жанре "Денежки". Под этим словом понимаются коллажи, созданные с участием банкнот. А разместилось созвездие этих коллажей в Музее городской скульптуры.

Это далеко не первая выставка работ Толстого в нашем городе. Однажды он уже покорил любителей авангарда своими почтовыми отправлениями (искусство мэйл-арта) и быстро завоевал известность среди петербургских поклонников авангарда.

У работ в жанре мэйл-арта много общего с "денежками". Достаточно сказать, что почтовые коллажи Толстого имеют некое денежное измерение: к конвертам приклеены монетки и художественно (рукою мастера) смятые банкноты. Когда в Ленинград начали приходить первые письма с такими объемными вставками (это было на рубеже восьмидесятыйх и девяностых годов прошлого века), монетки особенно удивляли жителей города на Неве. Эта изысканная эстетика придает почтовым отправлениям остро пряную красоту и новое объемное измерение.

Владимир Толстый
Владимир Толстый
Рассматривая открытки и конверты, превращенные Толстым в многослойную почтовую живопись (или даже, скажем так, в околопочтовое декоративно-прикладное искусство), ценители авангардистских новшеств с замиранием сердца думали: "А что же будет дальше?" Многогранная и неординарная личность Толстого обещала многое. И те, кто ждал многого, не ошиблись.

И вот эстетические манипуляции с деньгами - нечто невиданное и поразительное. По жанру каждая такая композиция представляет собой коллаж. Официально датой рождения коллажа является 1908 год - год, когда Пабло Пикассо начал приклеивать к плоскости картины резиновые пробки и этикетки. В мастерских художников накапливались (иногда в виде мусора) коробки из-под материалов для живописи, этикетки, отклеившиеся от тюбиков с красками… Выдающийся швейцарский авангардист Курт Швиттерс ввел в обиход термины мерц-бау и мерц-бильд. С легкой руки Пикассо, а затем Швиттерса живописцы стали создавать композиции с "жизненными" (то есть взятыми из повседневного обихода) вкраплениями.

Шли годы и виды и типы коллажного искусства стремительно менялись. Постепенно к числу "чужеродных" материалов, используемых в коллаже, прибавились фрагменты лотерейных билетов, облигаций, вкладышей в упаковку жевательной резинки и, конечно же, денежных знаков. Так и появился на свет жанр, предусматривавший использование банкнот. В двадцатые годы предпринимались смелые попытки наносить на банкноты, как на сырьевой материал коллажей, чужеродные тексты. До появления "Денежек" Владимира Толстого оставалось всего-то семьдесят с небольшим календарных лет… А в шестидесятые годы знаменитый Энди Уорхол стал рисовать масштабные денежные композиции - рисовать увеличенные во много раз банкноты. Это произвело сенсацию, ведь деньги никто не решался рисовать: их печатали и пускали в обращение… Но рисовать денежные композиции!Это было настоящим шоком…

Владимир Толстый
Владимир Толстый
Когда-то Уорхол вызывал удивление, а сегодня он воспринимается как классик. Автор Денежек сегодня становится живым классиком, ибо у его талантливых произведений завидная судьба. Имея за плечами некую историческую перспективу денежно-фантазийных экспериментов, банкнотные коллажи Толстого постепенно стали приобретать заслуженную известность. И вот они наконец приехали в город на Неве и осенью 2003 года были выставлены на всеобщее обозрение. Денежные композиции Владимира Толстого - это целая вселенная выдумки и искрометного жизнелюбия. Целая философия жизни предстает перед нами на этих расписанных и разрисованных банкнотах. Денежные знаки (советские и зарубежные) преобразились, приобрели небывалое многоцветье и некую праздничность. Новые тексты закрыли какие-то элементы банкнот и облигаций, сделали неудобочитаемыми официальные государственные гербы и другие символы. Искусство Толстого способно сделать ничтожным то, что считалось официально великим, и, наоборот, сделать великим то, что считалось обыденным (например, обыкновенную упаковку заказного письма). Банкнотный и почтовый дизайн стали фоном для нового художественного пласта.

Под талантливыми руками Толстого денежные знаки разом утратили свою парадную официальность и начали жить своей самостоятельной жизнью. Мы привыкли осмыслять банкнотный дизайн как нечто устоявшееся, очень системное, строгое, словом, такое, во что нельзя вставить ничего своего, авторского, личного…

Оказывается, еще как можно... И работы Толстого в жанре "Денежки" убедительно доказывают это. Замечательно, что новая выставка продемонстрировала нам эти работы во всем их форматно-пространственном разнообразии и авангардистском великолепии.

Но ведь у банкнот нет большого форматного многообразия! Изначально нет, но искусство коллажа способно делать чудеса. Бумажный денежный знак - многострадальный объект человеческого обихода. Банкнота переходит из рук в руки, меняет владельцев, мнется, стирается и устаревает. В разные эпохи на деньгах делали отметки, надпечатки, их прокалывали и разрезали на половинки… На них ставили свои подписи управляющие банками и администраторы разных других финансовых органов; кстати, именно эти факсимильные автографы часто придавали официальным банкнотам некое человеческое измерение. Можно сказать, что в самой банкноте, в ее пространственной организации и художественно-графическом строе заключены предпосылки возможных будущих манипуляций с ней. Только "работать" с банкнотным материалом стал в двадцать первом веке не финансист, а художник.

К чему ведут эти манипуляции? В искусствоведении существует термин спациализация (от латинского спатиум - трехмерное пространство). Это слово означает переход из двухмерного пространства в трехмерное, иными словами, прорыв в новое измерение. Эти процессы наблюдались в зрелищных искусствах (переход к объемному телевидению, стереоскопическому кино), в фотоискусстве (появление голографии), и вот теперь они проникли еще и в банкнотную графику. Видеть многомерные банкноты, для которых характерно взаимоналожение текстовых слоев, очень необычно. Иногда возникает впечатление, что все творчество Толстого - это волнующее путешествие в новое измерение, в котором перед зрителем открываются новые неизведанные горизонты.

Что же это за горизонты? Выдающийся французский авангардист двадцатого века Марсель Дюшан (1887 - 1968) ввел в художественный обиход понятие рэди-мэйд - произведение, созданное на основе уже готовой вещи. Остроумные работы Толстого - это рэди-мэйды на банкнотной основе. Однажды, рассматривая работы в жанре "мэйл-арта" и "денежек", автор этих строк вдруг понял: художник Владимир Толстый - это русский Дюшан, а его работы - это полноценные русские рэди-мэйды!

Категория "рэди-мэйд" применима не только к банкнотам, но и к другим срезам реальности. Например, к уже упоминавшемуся нами ранее мэйл-арту - почтово-авангардной графике. Когда галерея "Борей" показала произведения Толстого в жанре мэйл арта, это был настоящий праздник для всех, кто с почтением относится к искусству авангарда. Привычное сочетание "марка - конверт - штемпель" принимало прямо-таки диковинные гротескные формы. И эта гротесковость оказалась желанной и приемлемой для всех, кому дороги художественная новизна и творческая фантазия.

Выставленные в Музее городской скульптуры "Денежки" - это новый праздник, не менее волнующий и прекрасный, чем искусство мэйл-арта. В отличие от Энди Уорхола, который в прямом смысле этого слова рисовал деньги, Толстый создает на базе уже существующих банкнот новую реальность - образную, ярко-публицистичную, мифопоэтическую. И поэтому сравнение с М.Дюшаном кажется нам уместным.

В русском фольклоре есть образ неразменного рубля - монеты, которая вновь и вновь оказывается в кармане владельца, возвращаясь к нему после любой покупки. "Денежки" Владимира Толстого - это своего рода неразменный рубль как для самого Толстого, так и для любителей искусства. Мы можем позволить себе эту аналогию, ибо к зрителю постоянно возвращается желание вернуться к этим полным фантазии работам, чтобы еще внимательнее вчитаться в причудливую вязь нанесенных поверх банкнот слов, разглядеть кружевную живопись разноцветных печатей и штампов…Эстетика Толстого врезается в память, она не оставляет посетителя выставки и после просмотра работ, многоцветные коллажи встают перед глазами зрителей…

Владимир Толстый
Владимир Толстый
Тексты, нанесенные на банкноты, - это философские рассуждения и манифесты художника, это небольшие по объему фрагменты прозы и цитаты из классики. Художник не экспериментирует с чистой формой, каждая черточка в его банкнотных композициях имеет свое внутреннее содержание. К тому же очень часто его тексты приобретают остро публицистический характер и читаются то как памфлеты, то как страницы личного дневника.

Каждый текст (не говоря уже о его пространственно-графической аранжировке) окрашен неповторимой личностью автора. Думается, что та искрометная энергетика, которую автор вложил в свои денежные композиции, вернется к художнику Толстому в виде отзывов зрителей (а выставка вряд ли оставит кого-либо из них равнодушным). Вот "Денежки" и сыграют сказочную роль неразменного рубля. И если кто-то всерьез считает, что в мире наступило перепроизводство картин и скульптур, а заодно и авангардистских раритетов, посоветуем сторонникам этого взгляда на искусство пересмотреть свою позицию. Кстати, посещение выставки денежных композиций - отличный повод для серьезных раздумий на эту тему.

Экспозиция денежной живописи Владимира Толстого с самого начала была "обречена" на успех. Экспозиция получила хорошую прессу и широко освещалась в средствах массовой информации. В год трехсотлетия Петербурга такая выставка стала настоящим подарком жителям города на Неве. Хочется пожелать замечательному художнику много тепла и света, новых открытий на пути поисков правды, будь то правда жизни или творчества. И пусть неповторимые открытия фантазии художника дарят мгновения счастья не только зрителям, но и ему самому, подобно тому, как делает это загадочное возвращение в карман неразменного рубля.

Последние публикации в разделe




© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru