Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


НЕВЕЗУЧИЙ РЭДИМЭЙД (the unhappy readymade, термин Марселя Дюшана) рэди-мэйд-структура, в которой обыгрываются деформация или выцветание бумаги и картона вследствие катастроф или воздействия стихии. Термин предложен М. Дюшаном

 
Art-Gid.ru - интересные места и культурные события Санкт-Петербурга
 
Главная >> Публикации о коллаже >> Курт Швиттерс и его "мерц"

Курт Швиттерс и его "мерц"

Kurt Schwitters, Magic
Курт Швиттерс
Русский человек, живущий далеко от нижнесаксонского Ганновера, знает об этом городе, пожалуй, лишь то, что через него почти триста лет назад проходил путь Великого Посольства Петра I и что в прошлом году он был местом проведения потерпевшей финансовый крах Всемирной выставки. Может быть, кто-то знает, что именно в Ганновере говорят на самом правильном и красивом немецком языке. Однако Ганновер как важный центр искусства ХХ века?..

Между тем в 20-30-е годы он этим центром действительно был, причем уникальным. Из положения безнадежной художественной провинции Ганновер вывела не активная художественная среда, не объединение художников, но один-единственный человек по имени Курт Швиттерс (1887-1948). Творчество этого художника научились по-настоящему ценить лишь сравнительно недавно.

Происходивший из обычной буржуазной семьи и получивший "нормальное" художественное образование (местная школа художественных ремесел, дрезденская Академия художеств), Швиттерс начинал с работ в духе позднего импрессионизма, который был особенно распространен тогда в Северной Европе. "Другой" Швиттерс родился в 1918 г., когда из обрывков газет и фрагментов фотографий, кусочков ткани и дерева, короче, из всего, что мы находим в повседневной жизни, художник начал создавать коллажи и ассамбляжи. Причем — в противовес современному ему дадаизму, явлению нигилистическому и категорию эстетического в свою систему в принципе не включающему, — Швиттерс сочетал свои "неблагородные" находки исходя из их формы, фактуры и цвета, то есть компоновал свои, на взгляд современника, более чем странные произведения по принципам настоящего "высокого" искусства.

В 1919 г. в один из ассамбляжей Швиттерса попал — из названия "Коммерц-унд приватбанк" — слог "мерц" и стал понятием, объединяющим все проявления творческой деятельности художника. Швиттерс создает мерц-рисунки (коллажи), мерц-картины (ассамбляжи) и мерц-скульптуры. С середины 1920-х он издает "Мерц-журнал", выступает по всей Европе на мерц-вечерах с чтением своих стихов и прозы и исполнением музыкальных произведений собственного сочинения. Швиттерс создает "Рекламное мерц-агентство" и активно работает в области рекламной графики, провозгласив в качестве своего ведущего принципа: лучше никакой рекламы, чем плохая. Наконец в 1927 г. художник, начав всюду подписываться "Мерц", включил в разработанную им художественно-мировоззренческую систему и самого себя. Что же такое "мерц"? Ответ дает сам художник: "Мерц означает соединение всех мыслимых материалов в художественных целях и одинаковую оценку отдельных материалов с точки зрения художественной техники". "Мерц означает создание связей между всеми существующими на свете вещами".

Итак, сравнивать с другими современными ему авангардистскими течениями "мерц" не приходится: это не законченная художественная теория, которую можно было бы рассмотреть в отрыве от творчества ее создателя; не повлек он за собой ни школы, ни стиля.

По Швиттерсу, "отдельных видов искусства на самом деле не существует, их лишь искусственно придумали". Есть только искусство.

Созданная по Швиттерсу картина мира должна объединять в себе искусство и неискусство. К созданию своей картины мира Швиттерс ближе всего подошел в мерц-постройке, над которой работал с 1923 года. Мерц-постройка представляла собой пребывающую — и воспринимаемую — в постоянном процессе изменения архитектоническую пластику. Она объединяла в себе архитектуру, скульптуру, живопись, ассамбляж и вместе с тем была мастерской и жилищем Швиттерса. Работа над мерц-постройкой, т.е. неустанные изменения и добавления, по замыслу художника должна была вестись постоянно и никогда не считаться завершенной.

В Швиттерсе редким образом сочетались возмутитель спокойствия и спокойный добропорядочный бюргер. Он ценил тихую размеренную жизнь и потому, хотя охотно и много ездил, неизменно возвращался к себе в Ганновер. Большинство друзей Швиттерса жили в Берлине, однако переселяться он не хотел: "Я — та самая фиалка, которая цветет в тиши, поскольку убеждена, что именно там ее аромат особенно хорош".

Безуспешность попыток Швиттерса прокормить семью искусством искренне огорчала его. Но столь же искренним было заявление художника: "В отличие от критиков, я считаю Ганновер первым художественным центром Германии. Преимущество наше состоит в том, что мы не связаны старыми художественными традициями". Позиция Швиттерса по вопросам жизни и искусства была всегда предельно своеобразной и совершенно непредсказуемой. У него не только не всегда удается отличить серьезное высказывание от иронии, но и неясно, надо ли в принципе к этому стремиться.

Швиттерс был убежденным пацифистом: "К сожалению, существуют нации. Следствием существования наций являются войны. Национальное же искусство помогает к этим войнам готовиться". Он неизменно соблюдал критическую дистанцию по отношению к любым событиям политического свойства. Так, в 1920 г. он пропагандировал создание мерц-партии Германии и предлагал вернуть кайзера. В начале 30-х заявлял, что к посту рейхсканцлера ("рейхсовчарки") "нельзя допускать националиста, так как тот перекусает всех противников, заразит всех бешенством и Германия превратится в приют для буйнопомешанных". Он предлагал исследовать картофель на его "японское, арийское или еврейское происхождение", продолжая, что "только арийская картошка приносит хороший урожай", и заключая: "Упаси тебя Боже стать арийцем".

Курт Швиттерс
 Курт Швиттерс, The Proposal, 1942
От какой бы то ни было политической инструментализации искусства Швиттерс отказывался всю жизнь. С начала 30-х художник все чаще уезжал в Норвегию, спокойную природу которой он любил как контраст к взбудораженному состоянию общества. После того как искусство Швиттерса в Германии было объявлено "дегенеративным", он переселился в Норвегию, а после вторжения в нее Германии перебрался в Англию. Швиттерс зарабатывал на жизнь портретами и пейзажами, жил замкнуто, практически не участвуя в художественной жизни. Узнав, что мерц-постройка в Ганновере погибла во время бомбежки, он начал создавать ее в Англии (средства предоставил ему Музей современного искусства в Нью-Йорке).

Здесь, в английской провинции, художник и умер, практически всеми забытый, в 1948 году. Возвращение Швиттерса происходило очень медленно. Первые выставки, проведенные в 70-80-х, показывали художника односторонне — только как создателя мерц-коллажей и ассамбляжей. А ведь это шло вразрез с утверждением самого Швиттерса, что его творчество надо рассматривать в целом, т.е. вкупе с его фигуративной живописью. Львиная доля произведений художника и его архив хранятся в музее Шпренгель в Ганновере. Здесь же была осуществлена, насколько это возможно, реконструкция мерц-постройки. Музей Шпренгель в Ганновере и стал инициатором нынешней, первой по-настоящему полной выставки Швиттерса. Ее организаторы назвали свое детище "Мерц как начало всему. От Курта Швиттерса до сегодняшнего дня". Впервые зритель получает и возможность оценить масштабы его влияния на многие явления искусства ХХ века: поп-арт в США и Великобритании, "новых реалистов" во Франции, хеппенинг. Силу воздействия искусства Швиттерса на многих художников ярко выразил Р. Раушенберг, испытавший "ощущение, что все это он [Швиттерс] сделал только для меня". С открытия самостоятельной эстетической ценности, красоты "неблагородных" материалов начинал, оглядываясь на Швиттерса, немецкий художник Йозеф Бойс

В области же литературы последователями Швиттерса стали мастера конкретной или визуальной поэзии, создающие свое "абстрактное поэтическое искусство" посредством технического монтажа, использования фонетических материалов и особой языковой динамики.

Уже в Ганновере оцененная как лучшая художественная выставка 2000 года, экспозиция "Мерц как начало всему" до середины февраля демонстрируется в Дюссельдорфе, откуда на следующие два с половиной месяца переберется в Мюнхен. Каталог выставки подготовили художники британской группы "Томато", отдавшие таким образом долг уважения мастеру, влияние которого на свою практику они считают особенно сильным.

Ольга Сугробова

Источник: www.rusmysl.ru

Последние публикации в разделe



Читайте также...


Статья о дадаизме. В целом сторонники движения пропагандировали альтернативное представление о сущности искусства. Многие художники порвали с кубизмом и дружно принялись населять свои работы всевозможными механизмами. Некоторые вообще оставили кисти и полностью переключились на новые художественные формы — конструкции, коллажи и фотомонтажи — или посвятили себя театру или кино.
далее

Зарождение фотомонтажа происходит уже в середине XIX века — почти одновременно с появлением и распространением технологии фотографии. В статье описана история создания жанра фотоколлажа.
далее

Статья о движении ДАДА и выставке 2006 года в парижском Центре им. Жоржа Помпиду, невиданная по масштабам ретроспектива дадаистов – первая во Франции после 1966 года.
далее

© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2017 О сайте: coll.spb.ru