Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


НЕВЕЗУЧИЙ РЭДИМЭЙД (the unhappy readymade, термин Марселя Дюшана) рэди-мэйд-структура, в которой обыгрываются деформация или выцветание бумаги и картона вследствие катастроф или воздействия стихии. Термин предложен М. Дюшаном

 
Art-Gid.ru - интересные места и культурные события Санкт-Петербурга
 
Главная >> Публикации о коллаже >> Коллаж как текст в перспективе гештальт-подхода

Коллаж как текст в перспективе гештальт-подхода

Коллаж Peggy Wolf

Что такое коллаж? В наиболее распространенном смысле этого слова это художественный объект, созданный автором как композиция из фрагментов других художественных или случайных предметов, изображений и так далее. Чаще всего авторы стремятся к тому, чтобы исходный художественный материал как то распознавался. Например, знаменитая картина Сальвадора Дали, в которой многократно используется портрет Моны Лизы Джоконды, может быть понята как вариант коллажа. Но возможны и более простыне по замыслу композиционные ходы, в которых автора интересует готовая фактура, цвет или изображение. В современном искусстве такие композиции, выполненные в объеме, называют "инсталляции". Но традиционно коллаж это плоское изображение, составленное из фрагментов других изображений. 

Например, на какой-то выставке я видела, что  художник смог сделать выразительный коллаж, в котором  вырезки из старых газет пятидесятых годов были фоном для вырезанного из современного журнала портрета поп-звезды. Получилось нечто весьма многозначительное. Про перемену времен, про контраст закрытости  открытости, формальности и ненормальности и так далее. Об этом незамысловатой композиции мы разговаривали минут 10, находя все новые темы и параллели, отдавая внимание потоку ассоциаций.

Обобщенно можно сказать, что два культурных "текста", соединенных вместе, создали новый возбуждающий чувства и размышления полимодальный  культурный "текст" дал толчок для целого веера свободных новых личных текстов. Сильное возбуждение чувств было связано, конечно,  с тем, что новый текст был противоречив, и пробуждал в зрителе внимание и любопытство. Зритель стремится найти общее, догадаться о замысле автора, составить из разрозненных элементов целостный текст. И для этого он вынужден вести сам с собой или с собеседником, который окажется поблизости, весьма  активный диалог. Возможно, в этом диалоге будут слышна такие реплики: "а почему эти элементы так соединены…наверное, автор имел в виду это… как удивительно сравнить  два этих элемента! Никогда не подумал, что они могут ассоциироваться".

В практике терапевтической сессии, в работе с терапевтической группой, в группе занятий искусством, в тренинговых программах, в исследовательских группах по маркетингу  и в других креативных ситуациях составление коллажей делает перспективный мостик между глубинными ситуациями и рассказом.

Почему составлять картинки  из других картинок кажется людям таким привлекательным и вдохновляющим занятием? Почему многие люди, которые стесняются рисовать, создают выразительные композиции из готовых предметов, радуясь собственному творчеству и получая удовольствие от художественной формы? Наверное, для многих людей это продолжение детской игры. Готовые элементы, которые будоражат воображение, можно сложить в новую композицию. Побыть в роли демиурга, создающего красивый и выразительный мир. По сравнению с изобразительным искусством, работа с готовыми вырезками не требует специальных технических навыков, и доступна. Кроме того, свобода проявлять агрессию по отношению к привычным, аккуратным элементам массовой культуры доставляет много радости, что-то вроде "праздника непослушания". Особенно активно участники обычно используют вырезки из иллюстрированных массовых журналов (таблоидов), в которых много рекламы. Кажется, в этом проявляется затаенная агрессия против насилия рекламы и желание конкурировать, соревноваться с дизайнерами. Эта агрессия становится топливом для собственного творчества, прежде всего для вербального творчества. Человек начинает активно рассуждать об элементах, использованных в рекламном плакате, высказывать к ним отношение. И в результате разогрева эмоций переходят  к действию, то есть к созданию нового объекта.

Для практики арттерапии интересно сравнить, чем коллаж отличается от рисования? Во-первых, тем, что клиент выбирает уже готовые картинки, готовые знаки. Во-вторых, в коллаже есть элементы комбинирования. Человеку приходится состыковывать, соединять картинки, ища связи и смыслы в таких соединениях. Большой потенциал для творчества и для размышления дают элементы случайности. В ситуации, в которой человек разместил рядом несколько изображений, он начинает искать дополнительные связи между ними. Что открывает свободу ассоциаций.

Итак, использование техник рисования на заданные  темы или свободного рисования методически отличается от техники коллажа. В технике рисования в большей степени выбор формы взаимодействия человека,  выразительного материала (краски, карандаши, кисть) и плоскости листа бумаги. Человек отражает себя в фактуре и динамике линии, в композиции, в движении линий и пятен, в том, каким способом он наносит на бумагу изображение, как обращается с пустым листом (с пустым пространством). Известно, что тип движения руки, которая наносит линию на бумагу, может буквально отразить эмоциональное состояние человека. Человек на чистом листе создает уникальный текст, который отразит его намерение или его состояние. В значительной степени человек отразит в произведении ИД, ПЕРСОНЭЛИТИ и ЭГО функцию. Иногда человек может быть искренне удивлен итогам своего диалога с чистым пространством листа бумаги. И именно рассказ и понимание того, что спонтанно отразилось (отпечаталось) на листе бумаги станет темой для размышления и осознавания.

При работе с коллажем человек взаимодействует с картинками или с фрагментами картинок, или с готовыми фактурными поверхностями. Каждая из этих картинок, в свою очередь, имеет собственные культурные привязки и ассоциации. Выбирая элементы и группируя их, он вступает в диалог с культурной традицией. Он оценивает и сравнивает картинки, обдумывает свои выборы, подбирает элементы.  Он делает объяснение тому, как именно расположены элементы в новой композиции. Даже если косвенно в этих выборах будут активны бессознательные проекции, автор будет скорее удивлен этому эффекту. Гештальттерапевт заметит, что с точки зрения структуры селф  на первый планы выдвигается функции ПЕРСОНЭЛИТИ и ЭГО.

Если мы сделаем культурный обзор, то заметим, что в истории культуры коллаж появился сравнительно недавно, по сравнению с давнишней живописной традицией. И чаще всего носит учебный, вспомогательный или диагностический характер. Да и сама возможность техники коллажа стала актуальной только после того, как была развита полиграфия. Именно благодаря избытку графического изобразительного материала появилась возможность делать композиции из фрагментов. Благодаря такой легкости работы коллаж становится удобным инструментом для работы с малоопытными клиентами, или в ситуациях, когда необходимо "разогреть чувства". Или в ситуациях, когда выразительность эстетики имеет значение, когда клиенту хочется и приятно "сделать что-то красиво и многозначительно", "приобщиться к культурной традиции.

В перспективе гештальтподхода стоит отметить, что методы работы с коллажем, в ходе которых человек буквально выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует процессы создания гештальтов, процессы выделения фигуры из фона. Коллаж - это нарративная фигура. Это рассказ, запечатленный в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа это слово или фраза, коллаж целиком это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат. Итак.

Возможны несколько способов обращения с исходным тематическим и выразительным материалом коллажа. Первый путь это распознавание и выбор элементов из насыщенного фона и затем группировка их в фигуру.  Исполнителю предлагают сосредоточиться на заданной  теме и просматривать предложенные в большом количестве иллюстрированные журналы и другие материалы. Участникам предлагают вырезать фрагменты картинок, которые кажутся им подходящими, и составить из них на листе картона новое изображение. Затем эта композиция будет обсуждаться. Вариант работы с насыщенным целостным фоном может быть предложен в работе с природными материалами. Такое задание уместно на природе. Участникам предлагают сосредоточить внимание на своей (заданной) теме и гулять по природе. Выбрать по ассоциации несколько природных объектов (веточки, шишки, камни, фрагменты растений) и потом составить из них композицию.

Второй путь это выбор из разнообразного насыщенного фона отдельных элементов. Такие фигуры могут быт, например, вырезками из иллюстрированных журналов. Если эти фигуры выделены и затем отобраны из первоначального насыщенного фона и помещены в группе (в композиции) в новом пространстве, они составляют новую фигуру. Этот новый гештальт будет наверняка обладать некоторой структурой и определенными границами. Структура будет иметь синтаксис, так как автор будет размещать выбранные объекты в задуманном им композиционном порядке.

Использование готовых элементов предполагает некоторые отличия от метода вырезания нужных фрагментов картинок из целого листа. То, что готовые специфичные по форме объекты уже имеют собственную границу, максимально приближают эту тактику к тем подходам, которые мы видим в песочной терапии (только на мессе игрушек клиент предлагают большое количество картинок, а вместо, плоскости песочницы элементы расположены на плоскости листа картона). Из практики было замечено, что такой путь предоставления "готовых элементов" несколько сильнее провоцирует оригинальность композиции и смелость противопоставления, чем метод использования неразрезанных исходных листов графических материалов.

Терапевт чаще всего предлагает использовать готовые элементы (например, готовые разнообразные вырезки из иллюстрированных журналов) и составить из них композицию. Обычно в качестве темы композиции задается актуальная для человека или для группы тема.
 
Вот несколько вариантов заданий с использованием техники коллажа, которые были предложены нами на терапевтических группах и в индивидуальных занятиях.
 
Задание 1. Возьмите журналы, которые можно резать. Выберите картинки или фрагменты изображений. С помощью ножниц можно вырезать фрагменты и составить новую композицию на листе цветного картона по собственному замыслу. Темы для работы выбираются по ситуации группы, и могут быть самыми разнообразными. Например: женственность, здоровье, агрессия, отношение к чему-то или кому-то. После составления композиции рассказать о своем произведении, объяснить выбор  и связь отдельных элементов. Такая работа создает у клиента опыт дифференциации собственных мотивов и чувств, опыт поиска подходящей формы для того, чтобы передать свое намерение.

Задание 2.  Заранее нарезаны фрагменты изображений и сложены большой кучей на столе. Потом из картинок выбирается несколько, которые отразят, по вашему мнению, заданную тему. Расположите их на листе. Потом расскажите о том, что сделали, как вы выбирали сюжеты, какая история получилась.

Задание 3. Получите от ведущего или выберите сами (закрыв глаза)  три или четыре случайных картинки, посмотрите на них. Можете добавить еще две из набора. Подумайте, что случай дал вам визуальную метафору вашего состояния.

Задание 4. "Сочинение сновидения". Случайно вы получите 3-5 картинок. Это образы сна, который вам мог бы присниться. Составьте сценарий  этого сновидения, расскажите его как историю. Важно, чтобы эта история включала все случайно попавшие к вам образы, которые стали бы части композиции. Если образы покажутся вам странными, подумайте, что в обычных сновидениях тоже бывают странные картинки. Потом работайте с получившейся историей как со сновидением.

Задание 5. Составьте коллаж из вырезок  случайных фрагментов газет, расскажите о своих ассоциациях.

Задание 6. Возьмите цветные листы бумаги и кусочки цветной бумаги или упаковок имеющих разную фактуру и орнаментику и цвет. С помощью ножниц вырезайте абстрактные фигуры из цветной фактурной бумаги и упаковок. Задача – создать несколько разных композиций, которые в абстрактной форме отразят динамические процессы. Темы для работы: "равновесие", конфликт", развитие", "рождение", смерть", "деструкция", "одиночество", "любовь" и другие. Выполнение этих абстрактных заданий на композицию пробуждает способность к переживанию и идентификации процессов, и намечаете возможность найти форму для отражения этих процессов в нарративе. В изобразительном поле и в поле интерпретации (рассказа о своем произведении). Существенно, чтобы участники сами выступали как искусствоведы, обсуждая композиции по методу свободной интерпретации ассоциаций. (Примечания: данные задания напоминают учебные задания по теории композиции для художественных ВУЗов, поэтому более детально инструкции могут быть составлены с учетом идей в соответствующих учебниках по теории композиции).

Заключение.

При работе с коллажем существенную роль играет содержательное задание, которое получают участник перед тем, как начать делать коллаж, и вербальное обсуждение итогов работы. Этот дополнительный стимул необходим, чтобы создать диалоговую базу для отношения к выбранному материалу.

В отличие от рисования, трудно представить себе эффективную терапевтическую исследовательскую  работу со "спонтанным коллажем", который был бы сделан без предварительной установки на тему работы.

Обсуждение коллажа является также важнейшей частью работы. Можно даже утверждать, что без обсуждения использование коллажа не эффективно. Именно вербальный текст составляет ценность. Обсуждение может быть сделано в разных формах, в индивидуальном диалоге с терапевтом, в форме групповой работы. В том числе могут быть использованы парадоксальные методы обсуждения, например, сочинение истории и интерпретации зрителем, который смотри на чужой коллаж в присутствии автора и делает свои умозаключения относительно значения элементов, мотива выбора автором, общего замысла и так далее.



Источник: www.gestalt.sp.ru

Последние публикации в разделe




© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2017 О сайте: coll.spb.ru