Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


ОУВЕРЛЭППИНГ (от английского overlapping - нахлест, взаимоналожение) – художественный прием, cвязанный с нарочитым наложением фрагментов материала при их наклеивании на субстрат. При этом создается объемный или псевдообъемный эффект

 
Art-Gid.ru - интересные места и культурные события Санкт-Петербурга
 
Главная >> Коллаж о Коллаже >> Пять мифов о коллаже: размышления на досуге

Пять мифов о коллаже: размышления на досуге

Зимние яблоки Диана Лапшина

Диана Лапшина

Давайте поговорим о коллаже в теории? Я чувствую, вопрос назрел. И конкретно - вопрос о "своём-не своём" в произведении, созданном в технике коллажа. И об авторских правах на то, что мы режем и вклеиваем. И особенно - о восприятии коллажа зрителем, который сам не режет и не клеет, а просто смотрит на картинку и знает, что это вот - коллаж, а значит - не все художник сам нарисовал, что-то и стянул, где плохо лежало. Пять мифов - пять тем для обсуждения:) Итак...

Миф первый и самый болезненный для художника (в том плане, что на этот миф упирают все консервативно настроенные зрители) - миф о своём - не своём. Развенчать его очень просто. Соберите нескольких художников, выдайте им одинаковые распечатки какого-нибудь предмета, или гравюру давно минувшего века, или одинаковые фотографии какого-нибудь города или человека и попросите сделать из этого коллаж. Пускай они используют какие угодно материалы - пускай хоть на холсты эти распечатки наклеивают, или в Фотошопе мастерят, или ножничками - на бумажке и сверху акварелькой. Что угодно. Но обязательно используют выданное вами.

И посмотрите потом, что они вам покажут. Если вы увидите две одинаковые работы, можете собрать все камни, какие только найдутся в округе, и кидать их в меня сутки напролет. Я так легко это предлагаю, потому что уверена - не будет этого никогда.

Миф второй - те, кто умеет рисовать, не делают коллажей. Развенчивать этот миф скучно, но просто. Коллажами занимались многие художники с мировыми именами - например, Пабло Пикассо, Макс Эрнст и др. Вряд ли их можно назвать неумехами, правда?:)

Миф третий - о том, что коллаж - это баловство, на которое не стоит тратить время. А вот и не правда! Коллаж даёт художнику отличную возможность поупражняться в построении композиции, в умении выстроить удачное колористическое решение и просто доставляет удовольствие. Почему бы не воспользоваться открывающимися перспективами?

Миф четвертый - все коллажи нарушают авторские права. Звучит устрашающе, но здесь стоит разобраться подробнее.

Во-первых, коллаж не всегда делается с использованием чужих изображений. Художник может использовать свои собственные материалы, и никто ему не указ в таком случае. И это тоже коллаж:)) Пикассо составлял коллажи из таких вещей, которые привели бы в ужас авторов Закона об авторском праве - из досок и всякого мусора. Но это Пикассо, а ты мы, смертые, поэтому лучше разобраться. К тому же он уже давно умер:) Давно умер и Марсель Дюшан, а уж он-то и вовсе "коллажировал" из готовых предметов и однажды сильно шокировал публику, пририсовав Моне Лизе усы и бороду!

Я не юрист, и чтение законов действуют на меня как задачи из курса высшей математики - моментально отключает мозги. Однако чисто по-человечески я осознаю, что есть и у художников что-то святое:) Поэтому не стоит использовать для коллажей современное искусство. Увы, но это неприкосновенно. И в первую очередь неприкосновенны чужие фотографии, и не просто какие-то случайные кадры, а фотографии профессионалов. Профессионалы не просто щелкают, они творят! И у них свой ревностный взгляд на то, чем они покоряют мир. Проще говоря, не нужно, как я десять лет назад, вырезать фотографии мэтров из последнего журнала "Фотомир", переклеивать их всяко-разно и потом нести и выставлять на всеобщее обозрение со словами: "Им чего-то не хватало, вот я и дополнила". Профессоналы этого не оценят, даже если в конечном итоге ваша работа, как коллажиста, окажется намного эффектней их фотографии.
К тому же здесь мы точно нарушим и права, и целостность произведения...

Я немного покопалась в законах, и все, что я поняла, перед вами.

Согласно статье 1281 (п. 1) исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Поэтому берите для коллажей работы давности, как минимум, вековой:) Что называется, с запасом. Чтобы не сильно переживать и не терзаться угрызениями совести.

Согласно статье 1282 (п.1) о переходе произведения в общественное достояние - по истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. То есть мы с вами имеем на то или иное произведение какие-то права:) И я так это понимаю, что использование нужной мне гравюры 18-19 веков никак законом не наказуемо, если только я не взламываю музейное хранилище и не вырезаю из оригинала:)

И напоследок миф пятый - о том, что коллаж может сделать каждый. Это замечательный миф, и замечателен он именно тем, что (в отличие от предыдущих четырех) не является мифом.:) Это истинная правда - коллаж может сделать каждый. И в этом его невероятное преимущество перед другими видами изобразительного искусства.



Источник: http://anni-manninen.livejournal.com

Последние публикации в разделe




© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2017 О сайте: coll.spb.ru