Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


ИНТЕРЬЕРНЫЙ КОЛЛАЖ коллаж, содержащий выклеенное изображение интерьерного пространства
Главная >> ART журнал >> Культуре без отрицания себя самой не выжить

Культуре без отрицания себя самой не выжить


ИСТОРИЯ арт-брют, что в переводе с французского — "сырое искусство" — это вечная история современного искусства, поиска истоков, изначального, сырого... В 1912 году швейцарский авангардист Пауль Клее писал на страницах журнала "Альпы": "Если речь идет о том, чтобы реформировать актуальное искусство, к произведениям душевнобольных следует на самом деле относиться гораздо серьезнее, чем ко всему, что представлено в художественных музеях".

В эпоху победившего постмодерна, когда современное искусство освоило последние рубежи художественной инновации, манифестов больше не пишут, о реформах, революции и самой возможности нового всерьез не говорят. А если и говорят, то - на уровне риторических упражнений. Но когда современное искусство то слишком "литературное" и сложное, то, наоборот, минималистичное и невзрачное, стало понемногу надоедать, и для починки "души" снова захотелось либо по-настоящему красивого искусства, либо по-настоящему наивного, первозданного и непосредственного, интерес к творчеству аутсайдеров стал неуклонно повышаться. Во избежание путаницы необходимо пояснить, что наряду с французским названием "арт-брют", то есть буквально — "сырое искусство" существует и целый ряд англоязычных терминов: "роу-арт" — сырое искусство, "селф-тот-арт" — искусство самоучек, и наиболее распространенный сегодня "аутсайдерс-арт". Последний охватывает наиболее широкий спектр течений, включая, например, шаманистскую живопись мексиканских индейцев уичоли и гаитянских колдунов вуду. Термин "арт-брют" - буквально "сырое искусство" — принято связывать с творчеством французского живописца и скульптора Жана Дюбюффе.

Но это в принципе неверно. Собственные работы радикал и воинствующий антиинтеллектуал Дюбюффе стилизовал под примитив, выражая таким образом протест против ненавистной ему "буржуазной культуры" и "мещанских вкусов". И надо сказать, что готовый продукт отличался высокой степенью неординарности. Первые полотна Дюбюффе, показанные им в 1944 году в Париже, не на шутку разозлили публику, которая еще не успела окончательно смириться с гениальностью абстракционистов и экспрессионистов. Сегодня директора ведущих музеев мира буквально вступают в единоборство за картины Дюбюффе, оттеснившие признанных Пикассо и Дали.

Специалист по арт-брют — кельнская галеристка Сузанне Цандер полагает, что лишь очень тонкие ценители искусства способны находить прекрасное в арт-брют, подкупающем простотой непосредственного выражения и глубиной личного восприятия авторов, для которых это часто единственная возможность общения с внешним миром. В США рынок арт-брют особенно велик, уже 8 лет в Нью-Йорке ежегодно проходит специализированная международная ярмарка, в которой принимают участие и европейские галереи.

В 1997 году на биеннале в Венеции американцы сильно удивили европейцев, представив на авторитетнейшей выставке современного искусства традиционную живопись, да к тому же картины примитивиста из настоящей глубинки, афроамериканца Роберта Колскотта. Но, может быть, именно это стало одним из факторов, пробудивших интерес к спонтанным выплескам художественного творчества "иных" в Европе, где естественный, спонтанный, неотрефлектированный взгляд на мир оказывал значительное влияние на мастеров модерна от Пауля Клее до сюрреалистов и продолжает влиять на актуальные течения, вроде "молодых британцев". И тем не менее, за редким исключением, в Европе, и прежде всего в Германии, арт-брют выставлялось и продавалось как нечто маргинальное, не вписывающееся в художественно-исторический контекст — и не очень соотносящееся с трендами арт-рынка; на ярмарках современного искусства арт-брют галереи вели периферийное существование. Смешно, поскольку термин "маргинальность", по сути, давно уже ничего не сообщает, а в отношении современного искусства воспринимается как тавтология.

Разрыв в понимании арт-брют между Европой и США объяснить не трудно. С приходом к власти в Германии в 1933 году национал-социалисты немедленно приступили к реализации эвтаназической программы, направленной на физическую ликвидацию душевнобольных. Пострадали не только художники, многие коллекционеры и психиатры, работавшие с художниками арт-брют, в том числе и сподвижники автора знаменитой книги "Изобразительное искусство душевнобольных" (1922) Ганса Принцхорна в Хайдельбергском университете, подверглись репрессиям, были депортированы в концлагеря, их коллекции конфискованы. Чудом большая часть собрания Принцхорна (около пяти тысяч картин и рисунков) сохранилась, и была обнаружена лет двадцать назад где-то в пыльных архивах университета, но, как ни удивительно, возможности создать музей для этой уникальной коллекции в Германии не нашлось и по сей день.

В Европе арт-брют собирают в основном сами художники, среди них австриец Арнульф Райнер и Хартмут Нойман из Кельна. Обширная коллекция аутсайдерского искусства, собранная Дюбюффе, выставлена в специальном музее в Лозанне. В замке Беннигхайм на юге Германии можно увидеть более пятисот объектов аутсайдерского искусства из собрания Шарлотты Цандер, в том числе прекрасные работы классиков — Адольфа Вельфли, Луиса Суттера, Пола Хамфри, Огюстена Лессажа. Дочь собирательницы — Сузанне Цандер — уже 12-й год специализируется исключительно на арт-брют. Сузанне убеждена, что проблемы творчества следует обсуждать без скидки на медицинский диагноз, и очень последовательно отстаивает в работе и в контактах со СМИ свою позицию. По ее словам, арт-брют — это искусство одаренных аутсайдеров, работающих произвольно, но с высокой степенью аутентичности, не заинтересованных в потенциальном зрителе и не ориентированных на рынок, обычно не имеющих спецобразования и не знакомых с законами живописи...

Но арт-брют — это ни в коем случае не детские рисунки и не результат арт-терапии или творчества в психодинамических или психосоматических группах. Дети, примитивы, наивы и терапевтический арт — формально близки к аутсайдерам, но явления эти крайне разнородные. Хотя в Германии и существуют общества и организации, выставляющие творчество инвалидов и психически больных, и даже вручается ежегодный приз "за лучшую работу душевнобольного", все это замечательно, но к арт-брют отношения не имеет. Цандер не задается вопросом о том, какие отклонения у тех художников, с которыми она работает, напоминая, что галерист и критик должен интересоваться искусством, а историей болезни — лечащий врач. "Искусство в рамках терапии делается для диагностики или лечения, а не для художественных выставок. Выставлять надо искусство, а не медицинскую документацию", — парировала Цандер, узнав, что в сопутствующей программе международной ярмарки современного искусства "Арт Колонь", которая состоится в ноябре, намечается выставка работ из психиатрической терапии. Да и самом деле, выставлять арт-брют вместе с результатами арт-терапии, работами заключенных или детей, означает примерно тоже самое, что объединять в одну экспозицию Адольфа Вельфли и Винсента ван Гога по признаку того, что оба были не в себе.

Произведения арт-брют автономны и самодостаточны. Бесполезно задавать вопросы о том, что хотел сказать художник, что он имел в виду, на чем основывается его теория. Адольф Вельфли, чьи работы сегодня стоят до нескольких сотен тысяч долларов, страдал, например, тяжелой формой шизофрении. Понять то, что происходило в его душе, для обычного человека не представляется возможным.

Среди художников арт-брют часто встречаются люди с различными нервными расстройствами и пациенты психиатрических клиник, но чаще это чудаковатые одиночки, замкнутые, изолированные от внешнего мира, иногда детьми пережившие экзистенциальный опыт войны, ужасы Холокоста и концлагерей (Роземари Кочи), потерявшие родных и близких, либо люди сложной и трагической судьбы, никогда не имевшие семьи (Хенри Даргер, Мортон Бартлетт). Шокирует судьба Даргера, скончавшегося в 1972-м в Чикаго в одиночестве и нищете. После его смерти хозяин дома, в котором Даргер снимал маленькую квартирку, обнаружил в комнатке нелюдимого квартиросъемщика тысячи больших акварелей и карандашных рисунков, принадлежавших к жутковатой эпопее "Вивиэн герлз". Они изображали жизнь вымышленной планеты в несколько тысяч раз больше нашей Земли, населенной маленькими девочками и злыми солдафонами, которые вели между собой ожесточенную войну. Мастера арт-брют часто занимаются мифотворчеством и искренне верят в вымышленные истории. Они редко способны к рефлексии по поводу своего искусства и обычно даже не считают себя художниками, рисуют картины, фотографируют и изготавливают художественные объекты исключительно из внутренней необходимости.

Важной вехой в реабилитации арт-брют в Германии стала экспозиция "Obsession" из работ американских аутсайдеров Хенри Даргера, Мортона Бартлетта, Юджина фон Брюнхенхайна и Пола Хамфри, состоявшаяся в конце прошлого года в Кельне, в пространстве выставочного зала Кунстферайна, где обитает современное искусство. Разумеется, главная заслуга в организации выставки принадлежит наряду с директором Кунстферайна Удо Киттельманом куратору Сузанне Цандер и соорганизатору — историку и искусствоведу Клаудии Дихтер. Тема была довольно провокационная: творческое выражение навязчивой сексуальности. По поводу того, следует ли показывать столь причудливую эротику, развернулась весьма широкая дискуссия, но к большому удовлетворению устроителей, почти ни у кого из тысяч посетителей выставки не возникало сомнений в том, можно ли представлять этих художников в рамках "конвенциональной" общности современного искусства, искусство это или нет. Звучит парадоксально, но, похоже, что творчество аутсайдеров для устоявшегося арт-мира и рынка - последняя грань маргинальности.

В Европе серьезным достижением стало выделение арт-брют в отдельную программу на новой, сдвоенной ярмарке современного искусства и антиквариата "Кунстмессе Кельн", состоявшейся в апреле. О разнице во вкусах и разногласиях в понимании "сырого, дикого" искусства между европейцами и американцами свидетельствовал "скромный успех" единственной американской галереи Дина Дженсена из Милуоки. На ее стенде в Кельне были, в частности, выставлены написанные маслом картины Юджина фон Брюнхенхайна, тогда как в Европе его знают главным образом как фотографа, автора бесконечных серий фотопортретов своей любимой жены Мэри в инсценировке "святой", "голливудской дивы", или "пин-ап".

Странным многим посетителям показалось и присутствие на стендах американцев эскизов цветных татуировок 40-50-х гг. Что, конечно, не является арт-брют, но, безусловно, — одним из проявлений аутсайдерс-арт в его американском понимании, то есть искусства, граничащего с арт-брют, поскольку его авторы также находятся в ситуации отверженных. Кельнские галеристы считают "трансатлантический обмен" и конкуренцию вполне плодотворной и надеются, что первая неудача не отпугнет американские галереи арт-брют. "Кунст-мессе Кельн", которая будет теперь проходить ежегодно в апреле, стала интересным дополнением к осенней ярмарке современного искусства "Арт Колонь".

Родилось новое мероприятие от "брака по расчету" между проводившейся ранее ежегодно в течение 30 лет в Дюссельдорфе "Западно-немецкой ярмарки антиквариата и классического модерна" с новым начинанием — ярмаркой художественных изданий, искусства после 1960 года и арт-брют "Кунст Кельн-2000". В рамках сопроводительной программы в секции арт-брют состоялась специальная выставка наиболее интересных работ из обширного собрания австрийского художника Арнульфа Райнера, и надо сказать, что посетителей там было больше, чем этажом выше, где развернулась экспозиция ваз и утвари из стекла и олова флореального и неоромантического югендстиля мануфактур Рейнской провинции "Оривит", "Британния", "Й. П. Кайзер".

Интерес коллекционеров к арт-брют объясняется не только высоким качеством работ, но и сравнительно доступными ценами. Сузанне Цандер предлагала картины и объекты для разных кошельков, наряду с "престижными" Джеффом Хиллом, Аугустом Валла, Освальдом Чиртнером, Савой Секуличем всего за несколько сотен марок можно было приобрести работы участника кельнской выставки "Obsession" Пола Хамфри из серии "Sleeping beauty". Последние годы жизни Хамфри рисовал почти исключительно "спящих красавиц" методом художественного закрашивания гуашью, акрилом, смешанными красками фотографий или скопированных из журналов фотопортретов манекенщиц, поп-звезд или просто приглянувшихся ему женщин. Изображения выглядели все на одно лицо, и Хамфри утверждал, что прототипом служит его дочь, которой, кстати, как выяснилось уже после смерти художника в прошлом году, у него никогда не было. По словам галеристов, за последние три-четыре года цены, особенно на работы классиков, необычайно выросли и продолжают повышаться. Гастон Шессак, Луис Суттер, Рамирес, Скотти Уилсон, Жак Браунштейн, Алоизе Корбаз стоят десятки и даже сотни тысяч марок. На "Кунстмессе Кельн" картины и объекты этих художников можно было приобрести у Фишера из Берлина, галереи Рич-Фиш из Страсбурга и парижской "des 4 coins". В галерее "Кунст унд Хандель" из Граца (Австрия) рисунки Йоганна Хаузера, одного из лучших мастеров клиники в Гуггинге, были проданы по цене от 30 тыс. до 120 тыс. марок. На стенде галереи Карстена Греве из Кельна, напоминающие по стилю абстрактный экспрессионизм картины замечательного художника афроамериканца Первиса Янга в самодельных, грубо сколоченных из досок рамах, стоили от 20 тыс. марок. На мои расспросы о том, что за люди, помимо упомянутых художников-коллекционеров, покупают арт-брют, галеристы отвечали, что коллекционеры — всюду коллекционеры. Иногда одержимые, иногда любители. Цандер иронизирует, что рассматривая свою налоговую декларацию, каждый раз радостно удивляется тому, что налоги с проданных ею в галерее картин и объектов не так уж велики, но это потому, что большинство работ покупают все же не немцы, а иностранцы — англичане, французы или швейцарцы. Половина приглашений на очередной вернисаж в ее небольшой галерее рассылается за границу.

Источник: collection.ng.ru

Последние публикации в разделe



Читайте также...


Материал передачи "Радио Свобода"(2003), посвящённый визионерскому искусству. Термин арт-брют придумал в 1940-м году Жан Дюбюффе, собиравший произведения художников, существовавших за пределами художественной культуры и не пытавшихся подражать великим образцам или следовать тенденциям в искусстве. Дюбюффе считал, что каждый человек - художник, а рисовать столь же естественно, как ходить и говорить. Арт-брют он сравнивал с золотыми самородками и парным молоком, хранящим животное тепло.
далее

До 15 мая 2007 года в Русском музее в залах Мраморного дворца проходит персональная ретроспективная выставка Мэта Лэмба - американского художника, творчество которого одновременно относится и к contemporary art, и к outsider art. На выставке представлено более ста работ различных периодов.
далее

Именно Дюбюффе является основателем художественной концепции Art-Brut — грубого искусства, в которой связал воедино примитивную реакцию плоти, ничем не прикрытую жестокость и стремление к физическому уничтожению жизни, проявившееся в охваченной военным пожаром Европе
далее

© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru