Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


АССАМБЛЯЖ пространственный коллаж из разнородных предметов

 
Art-Gid.ru - интересные места и культурные события Санкт-Петербурга
 
Главная >> ART журнал >> ЭНДИ УОРХОЛ В ПЕТЕРБУРГЕ

ЭНДИ УОРХОЛ В ПЕТЕРБУРГЕ

А.П.Дьяченко

В Санкт-Петербург приехала выставка работ крупнейшего авангардиста современности Энди Уорхола (1928 -1987). Естественно, что она стала одним из самых значительных событий в художественной жизни города конца 2005  года.

Для петербуржцев нынешняя выставка  - это уже вторая встреча с Уорхолом. Первая выставка состоялась в 2000 году в Эрмитаже. Теперь же работы художника принимает другая сокровищница искусства - Русский Музей, а местом проведения выставки стал Мраморный дворец.

Имя Уорхола стало появляться в нашей литературе с начала 1970-х годов. Читатели старшего поколения, наверное, помнят книги политиздата о современном буржуазном искусстве. Что только не писали публицисты об американском дизайне – тут и обличение власти денег, и атаки на безыдейность и бессодержательность.

Вот через отрывочные упоминания в этих книгах и пришел к нам Энди Уорхол. Поначалу никто не вдумывался в разночтения, связанные с транскрибированием его непростой для русского уха фамилии. Мало кто задавался вопросом, а зачем нам этот странноватый художник (хотя авторы брошюр в предисловиях четко указывали: “Это нужно советскому читателю для того, чтобы знать, с чем вести борьбу”. Ну а как именно бороться с художником с многомиллионным состоянием и мировой известностью – до этого никто не додумался.

Может быть, это и хорошо, что работы Уорхола печатались в мизерных количествах и на “борьбу” с ним так почти никто и не поднялся. Немалую роль в косвенной популяризации его оригинального стиля сыграла книга В.Кукаркина "По ту сторону расцвета" - многостраничное издание, на страницах которого искусство ХХ века представало прежде всего как идеологическая схватка и которая выдержала несколько перепечаток. Положительная сторона этого издания - наличие цветных репродукций, которые хоть как-то донесли до российского читателя колористическое богатство экспериментальных манипуляций Уорхола с образом Мэрилин Монро.

Официальная идеология не жаловала Уорхола. Из слов пропагандистов иногда получалось, что маэстро просто-напросто является олицетворением "погони за денежным мешком", но порой, как это сделано в книгах В.Кукаркина, дается некоторое общее представление о творчестве художника. А это все же лучше, чем ничего.

Связь Уорхола с искусством коллажа прослеживается даже в откровенно неколлажных работах художника. Сам факт, что он является носителем так называемого "коллажирующего сознания" проявляется во всем - в технике его работ, в индивидуальном стиле поведения, в удивительных литературных текстах, которых он оставил немало. Кажется, что Уорхол создает мозаику из всего лучшего, что только существует в современном дизайне.

Эндрю Вархола родился в 1928 году в городе Питтсбурге в семье эмигрантов из Чехословакии. Он рано проявил тягу к изобразительному искусству. В детстве он создавал рукописные книги - повести и сказки, которые иллюстрировал сам. В юности он учился в Институте Карнеги. Где овладел профессией дизайнера и получил хорошую подготовку в области истории искусств.

Уорхол по праву считается последователем знаменитой нью-йоркской школы дизайна. В семидесятые годы прошлого века титаны этой школы поразили мир свободой художественной мысли. Своими дизайнерскими открытиями они волновали умы многих дизайнеров и модельеров. В те годы решалась судьба упаковки и плаката, менялся облик почтовой марки и спичечного дизайна. И при этом об одном важном историко-культурном явлении следует сказать особо.

Открытие советским рентгенотехником Семеном Кирлианом  феномена электромагнитного фантома, который окружает все живое, и даже наблюдается в течение некоторого времени после смерти человека, вызвал живейший интерес не только физиков, но и ученых-гуманитариев. Ведь это был прямой путь к утверждению о том, что существует бессмертная душа. И она действительно “отлетает” не сразу. Кирлиан с супругой зафиксировали эти эффекты, открытие которых изумило ученых во всем мире, на пленке.

Трудно переоценить значение этого открытия для мировой науки и культуры. Получалось, что Кирлиан – первый человек на Земле, которому удалось сфотографировать человеческую душу. Это открытие стало мировой сенсацией. Оно оказало огромное влияние на изобразительное искусство, ведь теперь стало понятно, почему авангардисты так видоизменяют формы человеческого тела – ведь они изображают не физическое тело, а окружающее энергетическое облако.

Так поступал и Уорхол. Изображенные им знаменитости имеют контур переменной толщины, словно контуры изображенного человека или предмета источают какую-то особенную ауру, слой которой постоянно меняется – это своеобразная дань кирлианову свечению.
Американские дизайнеры использовали модную тогда технику шелкографии для печатания крупноформатных портретов. Манера  Уорхола магическим образом соединилась с техникой шелкографии и быстро распространилась в странах Запада, породив некий интернациональный стиль. Его подхватили во многих странах мира, Так Уорхол стал всемирно известным художником.

У Уорхола было несколько любимых тем и мотивов. Они варьируются на протяжении всего периода творчества художника, переливаясь разными гранями и претерпевая сложные эволюционные процессы.

Так, например, художник рано пришел к философскому освоению денежного мотива в искусстве. У этого пласта творчества художника очень интересная история. Одна журналистка как-то спросила к Уорхола, что он любит больше всего на свете. "Деньги", - не задумываясь сказал художник. "Вот и рисуйте деньги", - посоветовала журналистка.

Он и стал это делать, причем добился в изображении купюр больших успехов. Здесь всего один шаг до искусства коллажа – Уорхол скомпоновал несколько картин, состоявших из шелкографских воспроизведений десятидолларовых банкнот. И в  дальнейшем художник создавал интереснейшие композиции, основанные на принципах коллажа.

Еще один важный мотив творчества – образ знаменитости. Несмотря на то, что многие считали Уорхола высоколобым художником, он был прост и доступен в повседневном общении. Вместе с тем круг знакомств художника был в высшей степени элитарным. Он много и с большим интересом изображал знаменитостей, группируя их портреты в графические циклы. Широчайшую известность приобрели портреты Мэрилин Монро и Элизабет Тэйлор. Есть у Уорхола и цикл "Знаменитые евреи ХХ века". Впоследствии у художника произошла размолвка со знаменитым драматургом Артуром Миллером (его портрет входил в этот цикл), но это не испортило его отношений с другими знаменитостями. Пожалуй, наибольшую известность из работ этого цикла получил портрет Франца Кафки.

Уорхола связывает с Россией хотя бы то, что он создал портреты Ленина, Брежнева и Рудольфа Нуриева. Этим не исчерпываются ассоциации с нашей страной, но составить относительно полную историю контактов Уорхола с русской культурой очень сложно - никто и никогда систематически не знакомил советских любителей искусства с творчеством художника. Упоминания о нем в популярных брошюрах о проблемах массовой культуры порой носили случайный характер - пропагандистам было очень удобно в пух и прах раскритиковать современного авангардиста, который находится более чем далеко и не сможет никому достойно ответить.

В СССР по отношению к Уорхолу установился какой-то пренебрежительный "протокол упоминания" - в книгах вскользь говорилось о пристрастии мастеров поп-арта к денежному мешку. Создавалось впечатление, что крупнейшие художники США действительно сидят на этом мешке и мечтают в этот мифологический мешок “горсть золота накопленного всыпать“. И разве при этом было важно, что художники, продолжая дело Семена Кирлиана, фотографируют человеческую душу. Разве кого-нибудь в “Политиздате” волновало, как пишутся те или иные фамилии или названия? Отсюда многочисленные варианты написания фамилии художника.

В 1968 году Уорхол стал жертвой жестокого покушения. Феминистка Валерия Соланос давно вынашивала план расправиться с художником. Она основало феминистское общество, которое носило грозное название “Общество по уничтожению мужчин” (сокращенно ОПУМ). В августе 1968 года Соланос разрядила в Уорхола револьвер. “Вы, мужчины, не должны существовать! Вас не должно быть!”, - кричала террористка.

Было необычно видеть в одном из относительно новых российских журналов фразу: “Врачи более двадцати часов боролись за жизнь художника”. Это едва ли не самое гуманное высказывание о творчестве Уорхола в российской прессе (раньше-то по его творчеству предсказывали кризис, как и всей западной цивилизации).

Выстрелы оказались не смертельными, художник выжил. Виктория соланос попала в тюрьму и впоследствии скончалась от передозировки наркотиков.  Отметим при этом, что грубая советская пропаганда состояла из не менее ядовитых выстрелов в творца. От советского читателя скрывали, что Уорхол создал свой собственный художественный музей, в котором хранились отнюдь не его консервные банки и шелкографские оттиски, а произведения классического искусства разных эпох. И кто не хотел восхищаться поп-артом, мог смотреть классику.

Шли годы и отношение к Уорхолу менялось. Первая - эрмитажная - выставка 2000 года собрала большую аудиторию. Хорошо, что она состоялась при жизни выдающегося петербургского художника-авангардиста и теоретика искусства Тимура Новикова, cделавшего немало для того, чтобы петербуржцы познакомились с творчеством Уорхола, его своеобразной эстетикой. Новую подборку работ художника будет смотреть и поколение, которое является младшим даже по отношению к безвременно ушедшему из жизни Тимуру Новикову. Какими из своих сегодняшних идеалов обязано это поколение Уорхолу? Ощущают ли современные тинэйджеры, что им выпало быть носителями удивительного по своей сути коллажирующего сознания? Ответить на этот вопрос очень трудно.

На первый взгляд Уорхол не так уж современен. Он строил свое самобытное творчество в полной абстракции от экологических проблем, наркотиков и охвата мира единой системой стандартов. Художник отнюдь не был в гуще современности. Он ни с чем не боролся и "никого не хотел победить". Просто он всю жизнь оставался самим собой, даже под пулями террористки и под прицельным огнем критики завистников. Как получилось, что несколько отрешенный от жизни Уорхол оказался куда нужнее человечеству, чем многие художники, которые искренне хотели быть в гуще социальной жизни, активно менять мир, вписываться в общественные движения и пропагандистские кампании? Да просто ему помогли в этом счастливая судьба и безмерный талант художника.

 



Последние публикации в разделe



Читайте также...


Взрыв! Статья о Ричарде Гамильтоне из Советского Союза образца 1972 года. Статья опубликована в журнале Англия, найденном на развале. Ричард Гамильтон - мой любимый художник, представитель поп-арта. Его работа "Именно это делает дом таким родным и привлекательным" (1956) вдохновила меня на коллажирование. Статья в журнале за 1972 год (год моего рождения) воспринимается мною как подарок... Удивительно!
далее

B Эстонском Художественном музее Kumu в Таллинне до 11 апреля 2010 года проходит выставка «POP-арт Forever!», рассказывающая о раннем периоде эстонского поп-арта. На выставке представлены произведения и информативные материалы, начиная с 1966 года, как из музейных, так и частных собраний.
далее

Статья об одном из крупнейших мастеров немецкого искусства XX века. На протяжении всего творческого пути Польке увлекается экспериментами с различными техниками и технологиями, виртуозно объединяя технику классического офорта с ультрасовременными технологиями. Зигмар Польке присущ особый художественный метод и изобразительный язык. Он рисует, пишет, вырезает, делает коллажи, работает со всем — от стекла до бумаги. Польке называют «алхимиком», имея в виду его стремление оживить свои картины, которые превращаются в саморазвивающиеся организмы.
далее

© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2017 О сайте: coll.spb.ru