Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


ОУВЕРЛЭППИНГ (от английского overlapping - нахлест, взаимоналожение) – художественный прием, cвязанный с нарочитым наложением фрагментов материала при их наклеивании на субстрат. При этом создается объемный или псевдообъемный эффект

 
Art-Gid.ru - интересные места и культурные события Санкт-Петербурга
 
Главная >> Публикации о коллаже >> Курт Швиттерс и «Hannover Merzbau»

Курт Швиттерс и «Hannover Merzbau»

«Hannover Merzbau»

Смеловский Слава

Прежде чем Курт пришел к дадаизму, он занимался кубизмом и экспрессионизмом, устраивал перфомансы и пробовал себя в мэйл-арте. Кстати, для продолжения статьи мне понадобится более точное определение дадаизма.

Итак, дадаизм - это нигилистическое течение в искусстве, зародившееся в Европе в 20-х годах нашего века. Конечно же, основой этого течения стало отрицание всех тех определений и понятий, которые к тому времени были с таким трудом «поняты». Прежде всего, отрицание «законов» красоты и социальной организации общества. А потому течение можно назвать и анархистским и циничным. Курт же был связан с немецкими дадаистами, но не причислял себя к ним. Он разрабатывал свое собственное направление в искусстве. Оно получило название «merz» - индивидуальная художественная тенденция. К этому стилю он относил практически любое произведение искусства. Причем является та или иная вещь произведением искусства решал сам Курт. На вопрос «Является ли это произведением искусства?» он отвечал вопросом «А что же им не является?». Смелая формулировка понравилась бы дадаистам, если бы они так не боялись красоты во всех ее проявлениях. А подобная формулировка насколько проста, настолько и красива. Кроме того, дадаисты не признавали средний класс, а Курта явно можно было к нему причислить. В общем, у них были причины для споров. Споры же эти и послужили поводом распада дадаистского движения. Часть художников позже обратилась к сюрреализму.

В своей статье о Курте Швиттерсе Гвендолин Вебстер цитирует Фрейда. По его словам, художник преследует три цели: слава, деньги и женщины. Все эти цели находятся на уровне подсознания и не одной из них не отдается явного предпочтения. Интересно, что Фрейд сказал бы о Курте. Тот явно не стремился к славе. О его проектах узнавали случайно. Не стремился он и к деньгам. Во-первых, их у него и так вполне хватало, во-вторых, на странном доме с загадочными вещами внутри много не заработаешь. С женщинами Курту тоже не очень везло. Такое вот исключение из правила. Хотя, может быть, эти цели и устремления все-таки привлекали у Курта, просто он гнался сразу за тремя зайцами.

Идея комнаты или целой квартиры, как произведения искусства, была не нова. Голландские архитектурные эксперименты оказали сильное влияние на Курта. Исследование пространства было популярной темой у художников и архитекторов того времени. Однако отправной точкой стала не попытка визуализации абстрактных понятий, а упорядочение существующих предметов. Всякий раз, когда к законченной части проекта добавлялась новая комната, «пробелы» в пространстве заполнялись новым материалом. На заключительных стадиях создания конструкции многое из первоначального содержания было заключено в древесину или в пластырь. В 30-х годах конструкцию пришлось расширять в направлении чердака, балкона и подвала. Однако попытки перестроить дом не предпринимались и не должны были предприниматься. Так что непрерывно расширяющаяся структура была обречена на «смерть» из-за недостатка пространства.
Коллега Курта - Джон Элдерфилд подчеркивает, что Merzbau был не побочным продуктом забавного и эксцентричного образа жизни, а замечательным и сложным произведением искусства честолюбивого человека.

Хотя Курт и сообщил год рождения своего проекта - 1923, имеются все основания считать, что ядро Merzbau так же старо, как сама идея художественного направления merz. Еще в 1919 году один из друзей Курта - Ричард Хуэлсенбэк отметил комнату в доме, в которой хранились наиболее представительные и интересные объекты. Курт ответил ему, что в этой комнате он просто хранит фотографии или же использует ее под склад. Максу Эрнсту, который отметил эту комнату годом позже, было сказано, что в ней хранятся вещи, не подошедшие в свое время для различных коллажей.

Первая версия «Hannover Merzbau», названная «Собором эротической нищеты», датирована 1927-м годом. Свое оригинальное название проект получил в 1933-м году. В 1934-м - Курт отдыхает в Норвегии. В 1936-м – выставляется в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. 1937-й – эмиграция в Норвегию. Это был последний год, когда картины Курта выставлялись в мюнхенском музее. 1938-й - выставка в Лондоне. 1940-й год. Приходится бежать и из Норвегии. 1944-й год. Выставка в Современной Художественной Галерее в Лондоне. Его жена Хельма умирает от рака.

Курт жил двумя жизнями. Жизнью решительно буржуазной и сложной, парадоксальной жизнью художника-дадаиста. Именно поэтому мне так сложно говорить о нем и делать какие-то выводы. Курт Швиттерс был потрясающе противоречив. Художник авангардист и любитель прозаичных пейзажей, шумный, общительный и вместе с тем стремящийся к тихой жизни в деревне. Нет сегодня художника, который не пользовался бы (может быть сам того не осознавая) разработками Курта. Он определенно дедушка поп-арта, мультимедийного искусства и предвестник постмодернизма.

Итак, 1946-й год. Курт Швиттерс планирует восстановить разрушенный «Hannover Merzbau». Неудача. В 1947-м, будучи тяжело больным, предпринимает попытку воссоздания своего проекта на территории Лондона. В 1948-м – он умирает.

Колин Мортон писал: «Курт начинал с того, что, разрывая и разламывая различные предметы на части, создавал из них произведение искусства. А когда на части оказалась разорвана его собственная жизнь, он сделал произведение искусства и из нее». Точнее не скажешь.



Источник: www.coolfold.com

Последние публикации в разделe



Читайте также...


Статья о дадаизме. В целом сторонники движения пропагандировали альтернативное представление о сущности искусства. Многие художники порвали с кубизмом и дружно принялись населять свои работы всевозможными механизмами. Некоторые вообще оставили кисти и полностью переключились на новые художественные формы — конструкции, коллажи и фотомонтажи — или посвятили себя театру или кино.
далее

Зарождение фотомонтажа происходит уже в середине XIX века — почти одновременно с появлением и распространением технологии фотографии. В статье описана история создания жанра фотоколлажа.
далее

Статья о движении ДАДА и выставке 2006 года в парижском Центре им. Жоржа Помпиду, невиданная по масштабам ретроспектива дадаистов – первая во Франции после 1966 года.
далее

© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2017 О сайте: coll.spb.ru